Русская линия
Русская линия Станислав Минаков02.07.2007 

Боголюбивая, Боголюбский, Боголюбово.

1 июля по новому стилю православные чествуют Боголюбивую (Боголюбскую) икону Божией матери, у которой просят защиты от междуусобной брани. А 3 июля почитается память святого благоверного князя Андрея Боголюбского, которому явилась эта чудотворная икона. Именно князь Андрей увез из Киева знаменитую, писанную еще апостолом Лукой, икону Богородицы, прозванную затем православным людом Владимирской. Нам, группе харьковчан-паломников, в Пасхальную неделю 2003 года довелось проехать 3 500 км, побывав в Оптиной пустыни и Дивееве. Не могли мы не посетить и Владимирщину

Поселок Боголюбово

Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский пред БогородицейКогда подъезжали к Боголюбову, у меня ёкнуло сердце: чуть ниже, в долине разлившейся Нерли, я увидел с детства возлюбленный Храм Покрова Богородицы!

Никак не ожидал встретить его именно здесь, под Боголюбовом. Отчего-то считал, что храм — где-то еще далее, в «чистом поле». И был поражен. Образ этой церкви памятен мне (вместе с новгородскою церковью Спаса на Нередице) с десятилетнего возраста, с уроков истории — благодаря незабвенной учительнице, нашему строгому и интеллигентному завучу Людмиле Александровне Синицыной (Царствие ей Небесное!), которая без всхлипов и восклицаний рассказывала нам так много и возлюблено об истории Отечества, показывала альбомы и слайды, обильно снабжала персональной литературой, что я именно с тех самых пор ношу в сердце своем — и образ Богоматери Владимирской, и фото храма Покрова на Нерли, этой «белой лебеди» древнерусской архитектуры.

Боголюбовский монастырь — один из самых древних на территории Центральной России, возникновение коего связано со знаменитым событием XII века — переносом Владимирской иконы Богоматери из Киева в Северо-Восточную Русь.

По преданию, князь Андрей (впоследствии Боголюбский), сын Великого князя Киевского Георгия Владимировича (Юрия Долгорукого), остановился в 1158 году по пути из Киева в Ростов на берегу реки Нерли для отдыха. Но продолжить путь не удалось: никто не мог сдвинуть с места чудотворную икону, поскольку лошади, везшие ее, остановились и никак не шли дальше. Лошадей заменили, но и новые не могли сдвинуться. По приказанию князя был совершен молебен пред чудотворною иконою, но лошади все-таки не трогались с места. Тогда князь удалился в свой шатер и долго уединенно молился.

Видя в событии знак, указующий на грехи его, князь Андрей обратился к Богу «со слезной молитвой» — и в полночь ему явилась Богородица со свитком в правой руке и повелела икону, взятую из Вышгорода, поставить не в Ростове, но во Владимире, а на том месте, где ему было чудесное явление, устроить храм во имя Рождества Богородицы и обитель для иноков, пообещав, что умолит и Сына Своего ниспослать на обитель благословение. Князь исполнил повеление и построил на месте, «любимом Богом», Рождественский собор, в котором, как сообщают исторические хроники, временно помещалась сама чудотворная Владимирская икона. Все иконы и утварь храма князь повелел украсить позолотой и драгоценными камнями.

Вокруг этого храма и вырос княжеский замок и посад Боголюбов. Возможно, тогда же возник и монастырь во имя выполненной по специальному заказу князя Боголюбской иконы Богоматери. Достоверно известно, что монастырь существовал уже в XIII веке, занимая помещения опустевшего замка.

Вид на Боголюбово с реки НерльВ средние века обитель не раз разоряли половцы и татары, но монастырь, пользовавшийся княжеским покровительством, восстанавливался. В XVIII—XIX вв.еках, после причисления Андрея Боголюбского к лику святых, монастырь развернул капитальное каменное строительство, стал принимать большое количество паломников и богомольцев. Главной святыней монастыря была чудотворная Боголюбская икона Богоматери. На чудотворной иконе, той самой, находящейся ныне не в Боголюбове, как принято ошибочно считать (там действительно есть прекрасная чудотворная икона, написанная в каноне «Боголюбивая», но «не та»), Богоматерь изображена в молитвенном положении, а перед нею — коленопреклоненный князь Андрей. С этой иконой ежегодно совершался крестный ход в губернский город Владимир (ход установлен в 1772 году в память избавления губернии от чумы 1771 года). А та самая икона находится в Княгинином монастыре во Владимире, но о том — далее.

К концу XIX века Боголюбовский монастырь упрочил свое благополучие и славу. Управлял монастырем епископ Муромский. Наибольшее стечение паломников и богомольцев в обитель наблюдалось ежегодно 18 июня, в день св. Леонтия, в который случилось явление Богородицы Андрею Боголюбскому.

В советское время монастырь был закрыт, в нем размещались жилье, учебные учреждения, а также музей в зданиях XII века. В начале 1992 года в нем было всего 8 насельников, в том числе единственный схимник Владимирской епархии — схиигумен Никодим. В нижнем ярусе Рождественского собора сохранились остатки стен 1158−1165 годов, а шатер колокольни поставлен на лестничную башню княжеского дворца XII века, в которой 29 июня 1174 года заговорщиками-боярами был убит сам князь Андрей.

В соборе был устроен придел во имя князя.

Сложные отношения с родственниками, удельными князьями Киева и Новгорода, даже недовольство собственных бояр спровоцировали преждевременную смерть усилившегося Суздальско-Владимирского князя, к имени которого народ присоединил кличку Боголюбский — за изобильное храмостроительство. Удивительно, что князь был умерщвлен, так сказать, на месте своей силы, в родном Боголюбове. Так ему судилось.

Мы поклонились в монастыре иконе Богородицы Боголюбивой, изобильно украшенной золотыми приношениями.

У ларца с большим собранием частиц мощей русских святых, в том числе — Оптинских старцев, кто-то поставил листочек с бледноватой принтерной распечаткой трех фотокарточек новомучеников Оптинских, с подписями: иеромонах Василий (Росляков), инок Ферапонт (Пушкарев), инок Трофим (Татарников). И я уверился: вся наша многогрешная родина в Пасхальные праздничные дни поминает их… К листочку подошла женщина и погладила его. В такие мгновения понимаешь, что духовное тело Руси неделимо.

И еще одно понимание упрочилось во мне. С одной стороны — седые века, вселяющие трепет и уважение, а с другой — все это вот оно, рядом, почти физически, словно вчера: и преподобные Оптинские старцы, и батюшка Серафим, умерший всего-навсего 170 лет назад, и Андрей Боголюбский, и чудотворная икона «Боголюбивая» конца ХII века.

И, что удивительно, потрясающе — Сам Христос! Время в этой поездке перестало ощущаться как нечто разделительное. Напротив — как собирающая линза, где все сущее пребывает одновременно, рядом. Нужен только открытый духовный взор, чтоб увидеть.

Да-да, и Христос — вживе: и сидящий с учениками на Тайной вечере, и молящийся о чаше, и несущий крест на Голгофу. И даже Иисус-младенец в Вифлеемской пещере, и Иисус-мальчик, зашедший во храм. Всё живо, всё! Вечно живый Иисус — ныне пронизывающий нас, заблудших, глупых, смешных (а то и жалких) в своей самонадеянности, всю нашу нынешнюю жизнь несказанным светом своей любови.

Княгинин монастырь и Боголюбивая

Боголюбская икона Божией Матери…Женщина, служившая в лавке храма Покрова на Нерли (рассказ о нашем водном посещении этого храма — здесь пропускаем), рассказала нам, что чудотворная икона Богоматери Боголюбивой, та самая, написанная по заказу Андрея Боголюбского, находится в Княгинином монастыре Владимира, у Золотых ворот.

Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире был основан на рубеже XII—XIII вв.еков женой князя Всеволода III Марией Шварновной, которая постриглась здесь в монашество. В память о ней монастырь и стали называть Княгининым. Он имел особое значение как усыпальница великих княгинь. Здесь были погребены сама Мария Шварновна, вторая жена Всеволода III Анна, а также жена и дочь Александра Невского.

Конечно, мы отправляемся в Княгинин монастырь.

На наш стук мощную храмовую дверь открывает светлая ликом, прямо-таки просиявшая сестрица в черном — послушница Ефросинья, невысокенькая женщина в летах.

Ключевые слова о нашем паломничестве действуют на нее традиционно. Она проводит нас к иконе Богоматери Боголюбивой, действительно поразительной, действительно необычной и по виду древней.

Икона располагается в левой от нас части алтаря, с краю. Большого размера, помещенная в стеклянный киот, она устремлена вверх от самой солеи (алтарного подиума). Оклада нет, все поле доски прописано; мне показалось, что преобладающие цвета — темно-зеленый и коричневатый.

Канон «Боголюбивая» отличается от сонма Богородичных икон тем, что Богородица изображена вертикально, в рост и полупрофиль, с воздетыми руками, указующими в левый от нее верхний угол, где проступает, словно в облаке, лик Спасителя. Иконография этой иконы восходит к византийскому типу Богоматери Заступницы (Агиосоритиссы), молящейся за род человеческий.

В Княгинином женском монастыреТрудно сказать, сколь горделивый (посвященный себе) сюжет заказал богомольный князь для этой иконы, как мы помним, специально написанной по его инициативе после известного события. Однако факт остается фактом: икона чудотворна. И по сей день целительна, и по сей день ее носят с крестным ходом. Первоначальная живопись на древней Боголюбской иконе сильно потерта. В начале ХV века икону, вероятно, приносили в Москву для реставрации, и с этого времени началось ее прославление.

Сестрица Ефросинья рассказывает нам о случаях исцелений. При рассказе (и вообще) она все светится каким-то невыразимым светом.

Я говорю ей, что мы были в Оптиной у знаменитого афонского старца Илия, и что я сейчас принесу ей из автобуса, нашего дома на колесах, свечечку из Оптиной, от святых старцев.

Ефросинья улыбается: «Ой, это ведь батюшка Илий меня сюда на послушание благословил!.. Ой, как же все любят-то старцев наших Оптинских!»

Я быстро возвращаюсь, захватив и конфетку от старца. Подарочки умиляют послушницу. Она произносит фразу, от которой у меня сжимается сердце: «Это батюшка Илий мне конфетку и свечечку-то прислал!»

Да, именно прислал! Он ведь наперед знал, знал, что я увижу сестру Ефросинью! Знал, когда говорил нам: «Помолитесь, помолитесь…», хоть мы не говорили ему, что по дороге в Дивеево заедем во Владимир, и тем паче, в Княгинин монастырь. Этого я ничего не знал — даже четыре часа назад.

Ефросинья продолжает слезно ахать, прижимая к груди свечу и конфету. А у меня тоже щиплет в носу, и я уж не знаю, кто из нас больше рад: она или я, сорадующийся ее умилению. («Когда в сердце есть умиление, то и Бог бывает с нами» — сказал преп. Серафим Саровский.)

Прощаемся с иконой Болголюбивой Богородицы и уносим с Инной от сестры Ефросиньи целый пучок свечек — «для Дивеева».

Тропарь Иконе Божией Матери Боголюбская («Боголюбивая»)

Боголюбивая Царице,
неискусомужная Дево Богородице Марие!
Моли за ны Тебе Возлюбившаго
и рождашагося от Тебе Сына Твоего Христа Бога нашего,
подати нам оставление прегрешений,
и мирови мир, земли плодов изобилие,
пастырем святыню
и всему человечу роду спасение.
Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи
и от междуусобныя брани сохрани.
О Мати Боголюбивая Дево!
О Царице Всепетая!
Ризою Твоею покрый нас от всякаго зла,
от видимых и невидимых враг защити,
и спаси души наша.

Фото автора

http://rusk.ru/st.php?idar=111836

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика