Русская линия
Русская линияМитрополит Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук)14.08.2007 

Архиепископ Софроний: «Теперь Черкасщина не выжженный пустырь..»
Черкасской епархии Украинской Православной Церкви — 15 лет

9 августа в Черкассах торжественно отметили 15-летие образование епархии канонической Украинской Православной Церкви. Епархию в 1992 г. возглавил епископ Софроний (Дмитрук).

Благодарственное слово архиепископа СофронияЗа минувшие годы на Черкасщне зарегистрировано открытие 498 храмов УПЦ, в областном центре возведён величественный Свято-Михайловский кафедральный собор, который стал характерной визитной карточкой Черкасс. На торжества 9 августа в Черкассы прибыл Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, а также наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископ Павел, архиереи Нежинской, Белоцерковской и Николаевской епархий.

В связи с юбилеем и за многолетнее служение Блаженнейший Владимир подарил епархии икону Николая Чудотворца с частицей мощей святого и наградил архиепископа Черкасского и Каневского Софрония орденом прп. Нестора Летописца Первой степени. Владыку Софрония поздравили представители многих государственных и общественных учреждений и организаций, от союза архитекторов Украины он был награжден золотой медалью. После литургии, праздничного обеда и экскурсии для черкасщан и гостей города был дан праздничный концерт.

Накануне торжеств мы встретились с владыкой Софронием, архиепископом Черкасским и Каневским, которого часто именуют храмостроителем, поздравили с юбилеем и задали несколько вопросов.

— Владыка, 15-летие епархии — что за период в жизни Черкасс? Как он соотносится со всей тысячелетней историей христианства на Руси-Украине. Какое место сейчас в духовной жизни черкасщан по Вашему мнению занимает церковь?

Народ Божий внимает Блаженнейшему митрополиту Владимиру— Святая Русь крещена была Владимиром уже более тысячи лет назад. В этой связи у меня вызывают недоумение заморские и прочие «проповедники», которые и лба перекрестить не умеют, а приезжают нас вере святой учить… Вообще ХХ столетие обозначилось многими бедами и особой жестокостью в отношении православных христиан: страдали сербы, греки, болгары, не говоря уже о народах, живших на территории СССР. Более всех пострадала исконная святая Русь. В 1937 году на территории Черкасщины начался период жестокого уничтожения православных священников. В июле 1938-го расстреляли последнего! Не осталось ни одного! Борьба велась здесь с самим Богом. Позже Хрущёв заявил, что до 1980 года на территории всего Советского Союза не останется ни одного попа. И эта идеология дала свои страшные плоды. Когда я приехал сюда в качестве священника, вся Черкасщина была пустырем. На первой службе, которую я здесь отслужил 30 января 1980 года, присутствовало 15 человек. В храме, устроенном в трапезной бывшего монастыря. Правда, на следующее утро на литургии было около сотни человек, и это меня приободрило. Потом, уже через полгода у нас было до 300 прихожан. Но представьте — ни одного храма в Черкассах! Это при 300 тыс. населения!.. Где такое ещё было? Всюду сохранились, хоть, может, и были закрыты, здания храмов. У нас — всё уничтожили!.. Так что, сравнивая сегодняшнюю ситуацию с той, можно сказать, что эти последние 15 лет были самым благодатным периодом. Теперь Черкасщина не выжженный пустырь, это область с полутысячею приходов (зарегистрировано 498 храмов УПЦ). Сейчас у нас в области 240 священников. Переменилась жизнь; нам предоставлена полная свобода деятельности: строй, молись, учи, показывай, живи, спасайся… На воскресную службу в Свято-Михайловский собор приходят 1,5 тыс. прихожан. А кроме кафедрального в Черкассах ещё 7 храмов. Сейчас начинаем строительство церкви на территории Первой городской больницы, там уже заложен фундамент.

— В дни больших праздников особенно заметно, что десятки тысяч черкасщан вдруг вспоминают о вековых традициях. В церковь идут за святой водой, святят вербу, кулич, яблоки

Дар митрополита Владимира архиепископу Софронию— Это, конечно, не говорит о том, что они верующие. Люди приходят, соблюдают обычай. Существует уверенность: если съесть свяченое яичко, будешь здоров, если набрать свяченой воды — обязательно избавишься от болезней. Одна скажет другой: попила воды — голова перестала болеть. Или: помыла голову, и мне стало лучше… И та другая уж бежит за водой. Но это подход чисто практический, корыстный. «А нет видимой пользы, так и в церковь не пойду!» — думают такие.

— А какие бы Вы дали наставления Черкасщанам? Как часто, например, нужно ходить в церковь?

— По возможности часто. По канонам человек, который пропустил без причины две воскресных литургии подряд, отлучается от Церкви. Он считает себя православным, но он — не воцерковлённый человек. Для духовной жизни этого недостаточно. Бывает свободно у человека полдня, он не знает, куда себя деть. Сходи в церковь, постой, помолись. Сама церковная обстановка помогает собраться. Но если нет времени — так дома почитай молитвы. Верующий человек должен молиться на каждом шагу — всегда, во всех случаях. К сожалению, мы теперь молимся редко. Вот я бывал в мусульманских странах. Там наступил час молитвы — все дела в сторону. Машины останавливаются, люди выходят, молятся. А у нас стесняются, проходя мимо храма, перекреститься. А как же, даже вместо вечерней молитвы у нас теперь — телевизор! Там человек насмотрится такого, что и молитва потом на ум не пойдёт. Во время фильма человек и рассердился, и переживал, и соблазнялся… А можно ли подходить к молитве, когда все это еще стоит перед глазами и занимает ум? Такая вот проблема у современного православного человека…

Дети: так видней— Есть люди, которые вроде и ходят на праздники в православные храмы, но, тем не менее, смотрят по телевизору сектантских проповедников, сейчас таких передач много и на местном ТВ

— Да, в этом смысле ситуация тяжёлая. Мормоны, иеговисты и некоторые другие секты во многих странах запрещены. У нас — нет. У нас в государстве спекулируют на понятии «демократия». У нас и на сатанистов смотрят сквозь пальцы. Это страшно для Украины. Раньше люди очень легко бросались ту в одну секту, то в другую. Нашего человека очень легко купить… А человеку, который однажды соблазнился сектой, потом очень трудно прийти к православию. Даже если он и порвал с сектой, он уже вкусил смертного яда, его сатана не пускает. Но теперь заметно, что люди не очень-то уже и идут к сектантам и раскольникам.

— Однако люди считают: я хожу в православную церковь, но смотрю эту передачу, чтобы духовное слушать, про Бога

— А что там духовного? Вот я включаю передачу… Женщина про Бога говорит. Извините меня, но апостол сказал: «Женщина в церкви да молчит». А она выходит и начинает учить людей! Ну, научилась она чему-то, дьявол ей дает эту возможность. Или какой-то дёрганный проповедник с американскими завываниями… В этом нет ничего духовного! Из Святого Писания они рассказывают только то, что им выгодно…

— Владыка, по Киеву заметно, Православная Церковь выходит навстречу людям, при храмах открываются библиотеки для всех желающих, проводятся музыкальные вечера, выставки живописи, чтение духовной поэзии. Молодежь общается, проводит время при храмах, люди ездят в совместные поездки по монастырям Украины… У нас в Черкассах пока такая деятельность не очень заметна

Послушница Свято-Георгиевского монастыря на торжествах— У нас тоже есть паломнические поездки. Работают воскресные школы. Нет ни одного района, где бы не было воскресной детской школы. Идет работа, сегодня есть достаточно литературы для преподавания. Но вот парадокс: я имею ученую степень, кандидат богословия, 15 лет преподавал в семинариях и академии. Но по законам нашей державы я не имею права идти в школы и рассказать детям про духовную этику. Священников в школы не пускают. Хотя в нашей области 99% священников имеют специальное образование, есть и те, кто окончил академию. То есть власти считают, что священники должны оставаться последним звеном в обществе.

— Как живут сегодня сельские священники?

— Я объезжаю все приходы каждый год, чтобы видеть, что там происходит. Строятся храмы, и это радует. Но печалит то, что в сёлах идти в храм некому. Я говорил, что у нас 240 священников. Некоторые из них еле сводят концы с концами. Они приехали в село поднимать духовную жизнь, но часто наши сёла попросту вымирают. Люди старшего возраста уходят, а молодые стараются уехать в город. Сельский священник в наше время — самая бедная часть населения. Зарплата 100−150 грн., пенсионеры в селах получают намного больше. Вот приехал священник со старостой ко мне: «Освободите, владыко, чтобы мы не платили на епархию. Сегодня был доход в кассе церкви — 3 грн. На службе было 5 человек…» Некоторые не выдерживают, приезжает ко мне: дайте лучший приход. А где же его взять?.. Некоторым священникам я стараюсь помочь за счёт других приходов. Однако, как и везде средства всегда ограничены. Но и батюшки в сёлах приспосабливаются: держат свое хозяйство, кур, коров… И все равно, даже если сейчас в селах и мало посещают храмы, в каждом селе есть возможность сказать людям о высшей цели нашего существования, а людям услышать о том, что жизнь человека состоит не в том, чтобы лишь есть и пить, что в жизни есть высший смысл…
С владыкой беседовали Елена Буевич и Олег Слепынин
Фото Олега Слепынина

http://rusk.ru/st.php?idar=111921

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика