Русская линия
Русская линияПротоиерей Александр Шаргунов11.12.2008 

Об избрании по жребию апостола Матфия

Что означает избрание по жребию апостола Матфия, описанное в книге Деяний? То, что положено Самим Господом в основание апостольского служения в Церкви на все времена. Апостол Павел свидетельствует, что он избран «не человеками и не через человека» (Гал. 1, 1). Таким же было избрание всех апостолов. «Он взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел» (Мк. 3, 13). Не тех, кого мы считаем самыми подходящими для служения в Церкви. Но тех, кого Он считает таковыми. Христос призывает, кого Сам хочет.

По человеческим меркам, люди, которых избрал Господь, мало подходили для столь ответственного служения. Двенадцать апостолов были самыми обыкновенными простыми людьми. Но Сердцеведец Господь избирает их. И точно также здесь. По человеческому — христианскому — рассуждению они, естественно, должны были быть из числа свидетелей воскресения и теми, кто во все дни следовал за Господом во время Его общественного служения. Но необходимо было также исполнить второе, не менее важное условие, чтобы стать апостолом — посланным Богом. Само собой разумеется, для этого надо быть избранным Богом. В этом смысл молитвы: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства» (Деян. 1, 24−25). Далее сказано: «и бросили о них жребий». Совсем неслучайно слово «жребий» звучит в двух значениях. Так всегда было в Ветхом Завете, идет ли речь о Святой Земле (Числ. 26, 55−56; 33, 54), о царе Израиля или о священническом служении (Ездр. 2, 63; Неем. 7, 65). В начале Евангелия от Луки Захария по жребию входит в храм Господень для каждения (Лк. 1, 9).

После Пятидесятницы в первых христианских общинах служение распределялось также по жребию, который одновременно определял «эсхатологический жребий или вечный удел», дарованный Богом. Апостолы по жребию получают землю, где они должны благовествовать. Божия Матерь, согласно преданию, принимает жребий служения в земле Иверской. Ничего удивительного в том, что человека, избранного Богом, зовут Матфий, т. е. «дар Божий». Таким образом, мы видим, что избрание апостола Матфия происходит в два этапа. Вначале совершается суд человеческий (собрание-собор отделяет тех, кого оно считает наиболее достойными), затем — суд Божий (бросание жребия). Почему апостол не избирается еще одним, заключительным голосованием? Почему лучшего из кандидатов не определяет большинство? Потому что ученики Христовы хотят дать Господу в полноте совершить Его свободный выбор. «Ин суд человеческий, ин суд Божий». Господь видит глубоко и далеко. Таков завет апостольской Церкви до скончания века. Если в силу определенных исторических обстоятельств оказывается невозможно его осуществить, Церковь делает то, что от нее зависит, с несомненной верой, что Бог силен в конечном счете и худшее, от нее независящее, обратить в лучшее. Но чтобы было так, она должна делать то, что от нее зависит. Когда избрание происходит по жребию, для нас утешение знать, что Бог, Которому мы молимся, знает сердца всех и может поставить угодного Ему на служение. «Господи, покажи нам одного, которого Ты избрал», — говорит в этом случае Церковь. Достойно и праведно, чтобы Сам Бог совершил избрание. Очевидно, что ученики Христовы готовы, не допуская ни малейшего сомнения, принять того, кого Бог избирает. Очевидна высота такого избрания.

Жребий есть обращение к Самому Богу. Этот способ необходим в решающих судьбу Церкви моментах при условии осознания всеми значительности происходящего. Как это было при избрании патриарха Тихона. Среди торжественной духовной атмосферы, среди молитвы всей Церкви, исполненной веры и доверия. Вся Церковь должна стать на молитву. Чтобы число апостолов всегда было полным. Блаженный Феофилакт, толкуя это место Деяний, пишет: «Везде слово Божие избрание называет жребием, показывая этим, что все происходит по Божию человеколюбию и по Божию избранию, и напоминая им о древних событиях; потому что как левитов, так и их (апостолов) Бог избрал себе по жребию…Если уже в том случае, когда, для определения правильного мнения относительно Ионы, не помогли ни молитва, ни мудрость мужей, а напротив так много значил жребий, то тем более в этом случае».


http://rusk.ru/st.php?idar=113582

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Одиноков    09.01.2009 17:27
Должен дополнить мнение Кураева: он говорит, что свят.Филарет (Дроздов), после личного знакомства со свят. Игнатием дал негласное распоряжение цензуре не печатать его трудов, каковое действовало пока был жив митрополит. Не знаю, так ли это было на самом деле…
  Братуха-Простолюдинъ    09.01.2009 17:13
* Кураев даже умудрился лягнуть покойного Патриарха.*

А на своём форуме он советует ссылающимся на свт.Игнатия (Брянчанинова) отложить в сторону труды этого замечательного подвижника, мотивируя это тем, что он, дьякон Андрей считает, что православие гораздо более радостное.
  А.В.Шахматов    09.01.2009 12:46
Раз накрутили, то и сами разбирайтесь!
  Одиноков    09.01.2009 12:32
Кто?
  Сельскiй бригадиръ    09.01.2009 01:56
**местоблюститель посвятил всю свою проповедь не Рождеству Спасителя, а экономическому кризису , повторяя зады телекомментаторов и депутатов Госдумы**

Да, удручающее было зрелище. Правда на ту же тему у Михаила Леонтьева получается лучше. Но драйв одинаков, однако у Леонтьева он полностью оправдан.
А с другой стороны – о чём же ещё и говорить на проповеди "кризисному менеджеру", как не о экономическом кризисе? Кураев накукарекал.
  А.В.Шахматов    09.01.2009 01:26
Когда он называл себя никониянцем?
  А.В.Шахматов    09.01.2009 01:24
Как точно вы о себе сказали!Спасибо!
  Nikolai Knospe    08.01.2009 23:45
Впечатление от проповеди местоблюстителя в Храме Христа Спасителя по окончании всенощной (успел прослушать по TV).

Сначала у президента Д.А.Медведева лицо было радостное. Но когда местоблюститель посвятил всю свою проповедь не Рождеству Спасителя, а экономическому кризису , повторяя зады телекомментаторов и депутатов Госдумы, лицо у Президента стало мрачнее тучи.
Как говорит г. Яблоков, неужели нас ждут такие "проповеди" в течение всего будущего понтификата?
  М.Яблоков    04.01.2009 18:16
Фролов, похоже, всерьёз примерят на себя кожаную тужурку комиссара при кризисном менеджере:
http://kirillfrolov.livejournal.com/464798.html?mode=reply
  М.Яблоков    04.01.2009 15:44
http://www.apn.ru/publications/article21196.htm

Действительно, есть над чем подумать. Кураев даже умудрился лягнуть покойного Патриарха.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика