Русская линия
Русская линияПротоиерей Игорь Собко06.02.2009 

Наш проект — альтернатива безвкусице
Интервью с протоиереем Игорем Собко, режиссёром проекта «Место встречи — Остров классики», заслуженным работником культуры Украины

Интервью с протоиереем Игорем Собко редакция нового интернет-сайта «Национальный портал академической музыки» провела в Днепропетровске перед 7 концертом проекта «Место встречи — Остров классики». Отец Игорь рассказывает о проекте, идее его создания и главных целях. В разговоре также были затронуты вопросы духовности в современной культуре.

— Отец Игорь, расскажите, пожалуйста, немного о музыкальном проекте — «Место встречи — Остров классики». Его основные цели и идеи.

Протоиерей Игорь Собко— Сегодня проводится много концертов популярной и современной музыки. Что же касается концертов классической музыки, то мы ощущаем дефицит, и не только в концертах, но и в мастерстве и качестве исполнения. Но всё же жизнь жительствует, а музыка звучит! Душа наша питается молитвой, а хорошая музыка приносит душевную радость и возможность соприкоснуться с прекрасным. Ведь хорошая музыка, как прекрасно написанная картина, не нуждается в комментариях, во всём этом мы видим талант и гениальность человека и руку Творца.
Для всех проектов, которые осуществляет наш центр православной культуры «Лествица», целью является не повторять и не дублировать работу концертных организаций. Мы имеем своё духовное виденье и свою творческую стратегию к достижению цели. Создавая такой проект как «Место встречи — Остров классики» мы решили внести нечто новое. Посмотрите, мир по своему преображается, и сегодня со зрителем нужен язык, благодаря которому мы понимали бы друг друга. Название проекта, музыка и исполнение, его духовное составляющее должны заинтересовать нашего зрителя. Поэтому на наших концертах человеку предлагается для души — прекрасная музыка, для духа — слово ведущего об основах христианской культуры.

— Так какую Вы ставите перед собою цель?

— Это единение нашего общества в духе прекрасного сотворчества. Что я имею ввиду? Человек церковный, когда придёт на концерт классической музыки, раскрывает свой кругозор и много чего интересного слышит. Но приходят ведь люди и не церковные, где-то процентов семьдесят зрителей не посещают храм, они просто любят музыку. Они привыкли посещать театры, филармонические залы, и им предлагается новая концертная площадка, «где есть место для встречи и дискуссии, и классический остров среди бурного и суетного житейского моря».

— Может быть, вы поделитесь какими-то интересными ключевыми моментами из истории создания этого проекта?

— О, если честно сказать, то моя откровенность будет слишком рискованной. Думаю всё, что мы делаем хорошего — это не благодаря, а вопреки. Скорее всего, такой внутренний протест всему тому, чему являемся очевидцами. Народ наш Божий — смиренный, мы ведь не будем кричать: зачем вы эту чернуху привозите? Зачем вы развращаете нашу молодёжь? Зачем вы искажаете прекрасное и воспитываете поколение с иступлённым слухом, которое уже не различает что такое чистая интонация, что такое фальшь… Мы не можем ведь ругаться, кричать, проводить демонстрации возле театров, запрещая предоставлять престижные сцены тому, что не имеет отношения к искусству и по большому счёту к музыке! Мы люди миролюбивые и терпеливые. Наш проект — альтернатива всеобщей безвкусице. И пусть это маленькая капля, но как говорят: и капля море освящает.

— Наверное, Вы заметили, что люди приняли этот музыкальный проект и каждый концерт — это аншлаг.

— Особенность нашего проекта не только в том, что люди слушают классическую музыку и получают духовную пользу, но благодаря добрым людям — меценатам, мы проводим эти концерты бесплатно. Ко мне многие обращались со словами: «Батюшка, вы ведь можете продавать билеты…» Нет, я думаю, что тогда потеряется весь смысл этой идеи. Это не для заработка, это действительно для просвещения и для культурного воспитания человека, как образа Божьего. Это то, что мы можем сегодня в принципе сделать.

— Что нас ожидает в следующем, седьмом концерте проекта «Место встречи — Остров классики»?

— У меня часто, как у православного священника, прихожане и даже просто зрители со смущением спрашивают — почему мы часто исполняем музыку католических композиторов? Но я всегда говорю — музыка вне конфессии, вне этих границ. И не надо делать ограду для православной музыки, для католической и для других вероисповеданий.
Например, пятый концерт у нас был связан музыкой Баха, шестой с музыкой Моцарта, а вот седьмой концерт мы уже хотим расположить ближе к нашим родным композиторам, чтобы зритель услышал «Метель» Георгия Свиридова. Это довольно известное произведение, многие части его популярны и на слуху у зрителя. А темой концерта для духовной пользы станет слово ведущего Ивана Дяченко: «Размышления о том, что такое христианская любовь». Кстати, к вышесказанному мне хотелось бы привести слова, которые принадлежат почившему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму: «Выше закона может быть только любовь! Выше правды — лишь милость! И выше справедливости — лишь прощение!».

— Мы знаем, что буквально уже с первого концерта этого проекта публики было столько, что она не в состоянии была поместиться в малых концертных залах Днепропетровска (филармонии, органном зале). Пожалуй, в Днепропетровске таких аншлагов академическая музыка ещё не встречала, неужели всё дело только в качественной рекламе?

- Да, это занимает не последнее место (улыбается). Сегодня необходимо прибегать к современным медийным технологиям. Сейчас недостаточно афиши А2 для того что бы собрать зал, мне кажется это подходит только для объявлений типа: «продам дачу или участок земли». Сегодня действительно скорее нужна не реклама даже, а информация серьёзная, чтобы человек смог узнать. Для серьёзных и ответственных проектов есть серьёзное информационное решение, которое предстоит решать администраторам и продюсерам концертов, а это газеты, радио, телевидение, видеоролики, бигборды, ситилайты, и многое другое. Мы ведь не проводим концерт ради галочки.
А то, что касается аншлагов, я думаю, мы всё же нашли ту форму, может я и повторюсь, где мы никому не переходим дорогу. И мы, говоря людям: «Придите и послушайте „Реквием“ Моцарта, то это будет не просто реквием, а реквием с духовной составляющей слова, историей написания, что побудило композитора к его сочинению…», наверное, даём людям как раз то, чего им действительно не хватает на других концертах, поэтому им это и стало интересно!
— В том то и дело, что Вы, не прибегая к известным именам, таким как Спиваков или Башмет, но в основном силами местными организуете так, что посещение концертов — замечательное.

— У нас не хватит денег (смеётся) на Спивакова и на Башмета и на других. Это действительно виртуозы и профессионалы своего дела, но мне думается нужно преуспевать не только за счёт звёзд, ведь можно устроить концерт и силами музыкантов нашего города, они тоже профессионалы. На мой взгляд, главное — идея и концепция концерта, а всё остальное Бог управит.

— Какой контингент слушателей наиболее искренне воспринимает события такого рода? Кто-то приходит из-за обязательств, а кто-то, действительно, чтобы почерпнуть для себя что-то ценное?

— У нас принято ругать молодёжь, что она какая-то не такая, и они все обречены, а на самом деле это оказывается не так. Вы посмотрите, сколько в храме сегодня молодых людей, сколько на концертах молодежи, может быть, мы недооцениваем их и не можем преподнести то, что им будет приятно? Ведь душа от рождения христианка, и люди душой чувствуют, что такое хорошо и что такое плохо. Насмотревшись и наслушавшись то, что сейчас им предлагают с экранов телевизоров, в маршрутках и т. д., они уже наелись и действительно понимают, что всё это опустошает душу, это однодневка.

— Насколько важны, на Ваш взгляд, события такого рода в Днепропетровске? С чем не в состоянии справится, к примеру — эстрадная музыка?

— Я не скажу, что должны быть именно такие события. Но я скажу, что сегодня в каждом областном центре есть проблемы. Я, как бывший филармонический музыкант, прекрасно понимаю, как было престижно работать в филармонии, как шли туда музыканты, какой был конкурс. Квартиры получали, даже я получил. Это значит, что были сильные исполнители, дирижеры каких приглашали, диски записывали. А творчество без концертной деятельности, без гастролей, оно становится комнатным, а комнатное это не живое, ему не хватает кислорода.

— Как пришла идея синтеза православного просвещения и классической музыки? Как это воспринимают люди, которые приходят на концерт ради хорошей музыки, но не являются воцерковленными христианами?

- Во-первых, я сейчас говорю от лица священника, и мы не ставим никакой цели проведения концертов для воцерковления человека, это не вербовка. Это возможность наполнить содержание концерта не только музыкой, но и словом. Знание истории написания произведения, жизни композитора, его веры. Если мы серьёзно всмотримся в биографию композиторов, то большинство из них люди верующие, они себя не отделяли от церкви. Так почему бы и нам не приобщится к этой великой музыкальной сокровищнице, которая берёт своё начало из основ христианской культуры? Общество на западе от разложения моральной нравственности удерживает католицизм, а на востоке — православие. Это как два лёгких в организме человека. В конечном итоге от наших концертов зритель получит душевную и духовную пользу, а придёт ли он в храм — это уже дело его волеизъявления.

— С какими солистами и коллективами Вы планируете дальнейшие концерты?

- Пусть это не будет секретом, но мы хотели бы провести в преддверии Великого поста ораторию «Страсти по Матфею» композитора, епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева). Премьеры прошли в Америке, Риме и в Москве, и мы сейчас прилагаем все усилия для того, что бы провести этот концерт в Киеве и Днепропетровске. Как получится? Как Бог даст.

— Как бы вы охарактеризовали: это концерты в проекте или же это можно будет назвать фестивалем?

— Наверное, это всё-таки концерты в проекте, поэтому мы не случайно говорим 7-й, 8-й концерт проекта «Место встречи — Остров классики».

— Насколько, по Вашему мнению, актуально появление на Украине единого интернет-ресурса академической музыки?

— Вы знаете, слава Богу, что есть такой проект! Наверное, если бы его не было, то мы на эту тему и не беседовали. Всегда в интернете найдётся то миллионное семейство, которое будет общаться друг с другом на форуме, говорить о музыке, слушать, извлекая для себя пользу. Благодаря таким «интернет-приходам» мы имеем возможность воспитывать людей, прививать что-то хорошее, рассказать и познакомить с музыкальными новинками, дать возможность сделать выбор. Уверен, что это прекрасно когда у людей появится возможность говорить о классической музыке и в интернет-пространстве!
— Спасибо большое, отец Игорь.
Беседу вел Сергей Макаров
Фото: Александр Кочерга

Впервые опубликовано на сайте «Национальный портал академической музыки»

http://rusk.ru/st.php?idar=113797

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика