Русская линия
Русская линия Сергей Шаров14.02.2009 

Русская Православная Церковь — точка роста отечественной благотворительности
Из выступления зав. Отделом по связям с внецерковными организациями Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Шарова С.Н. на конференции «Благотворительность — лучшие традиции российского общества»

От редакции: 12 февраля в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге состоялась конференция «Благотворительность — лучшие традиции российского общества». Информационную поддержку организации и проведению конференции оказывала «Русская линия». Сегодня мы предлагаем читателю очередной доклад, прозвучавший на конференции.

Со времен крещения Руси и до наших дней Русская Православная Церковь непрестанно занимается различными видами благотворительной деятельности и вдохновляет на благие деяния своих чад, непрестанно напоминая о необходимости совершения добрых дел, являясь источником добра и милосердия неиссякаемым даже в самые тяжелые для нашего Отечества времена.

1. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЕ БРАТСТВО — ПРИМЕР БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В КРИЗИСНЫЕ ВРЕМЕНА.

Складывание Александро-Невского Братства из мирян и монахов при главной обители Северо-Запада России — Александро-Невской Лавре происходило в течение первых полутора лет после Октябрьской революции. Несмотря на фактически нелегальное существование, братство осуществляло строжайше запрещенную советскими законами общественно-благотворительную деятельность. На протяжении четырнадцати лет оно играло заметную роль во всех важнейших событиях жизни Петроградской (затем Ленинградской) епархии. Подобные братства возникали в соответствии с решением Всероссийского Поместного Собора 1917−1918 гг., в Петроградской епархии процессом их создания активно руководил будущий священномученик митрополит Вениамин (Казанский).

Создали и возглавили Александро-Невское братство три молодых иеромонаха, каждый из которых в дальнейшем стал известным церковным деятелем — Иннокентий (Тихонов), будущий архиепископ Винницкий, Гурий (Егоров), будущий митрополит Ленинградский и Ладожский, по последней кафедре Симферопольский и Крымский, и Лев (Егоров), будущий архимандрит, новомученик. Живым руководством ко спасению для единомысленных друг другу монахов были слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 26).

Деятельность братства была многоаспектна.
Основой духовной жизни членов братства были ежедневные богослужения с точным соблюдением богослужебного устава, проповедью и общенародным пением.
Члены братства бескорыстно исполняли все обязанности по своему храму — пономарей, певцов, свеченосцев, чтецов и т. д.
За каждым богослужением произносилась действенная проповедь, имела место общая трапеза.

Первоочередным делом были занятия с детьми и молодежью. Церковную работу с детьми возглавлял иеромонах Лев (Егоров). Лаврские иноки и миряне из братства вели 69 детских кружков. Занятия проходили в основном по воскресеньям в помещениях при Крестовой Митрополичьей церкви, а также на квартирах.

Благотворительная деятельность:
Заключалась в посещении больниц, богаделен, приютов и раздачи там продовольствия, одежды, денежных пособий нуждающимся.
Действовала «больничная миссия», в которой участвовали братчицы, работавшие в больницах.
Оказывалась существенная помощь и бедным прихожанам храмов братства. В 1922 г. при Лавре на средства богомольцев Духовской и Крестовой церквей был открыт питательный пункт.

Политический Красный крест:
Забота об арестованных и осужденных по делам Церкви выражалась в материальной помощи им и духовной поддержке, которая осуществлялась как при личных свиданиях с заключенными в тюрьме, так и опосредованно. Братчицы постоянно запрашивали следователей и прокуроров о состоянии дел своих подопечных и следили за точным соблюдением властями закона.

Просветительская деятельность:
По воскресеньям устраивались религиозно-нравственные чтения для народа, темы которых вывешивались при входе в Лавру. Устраивались также лекции, диспуты и т. п.
К 1920 г. Александро-Невское братство имело большую библиотеку и предоставляло книги из нее в пользование другим братствам. В помощь миссионерской работе предположительно создавались и передвижные библиотеки для временного пользования в ближайших к Лавре домах.

Издательская деятельность:
За годы существования издавались: машинописная «Приходская хроника Скорбященской Лаврской церкви (Крестовой церкви)», «Миссионерская хроника» (В.Б. Шкловский), общебратский вестник, брошюры (Н. Красильников) и более солидные научные труды членов братства.

Полная трагизма и жертвенного служения Всевышнему история братства завершилась в начале 1932 г. Главный удар органы ОГПУ нанесли в так называемую «святую ночь» с 17 на 18 февраля 1932 г., когда было арестовано около 500 человек, в их числе около 40 руководителей и активных членов Александро-Невского братства.

Открытого суда не было. 22 марта 1932 г. выездная комиссия Коллегии ОГПУ вынесла подсудимым приговор — от лишения права проживания в Ленинграде и Ленинградской области до 10 лет лагерей.

Судьба осужденных в 1932 г. членов братства сложилась по-разному. Большинство братских отцов погибло в конце 1930-х гг. Некоторые из отцов выжили в заключении и даже вышли на свободу, но вскоре погибли или умерли от болезней.

След, оставленный Александро-Невским братством в истории Русской Церкви ХХ века, был достаточно заметным, и память о нем верующие сохранили до настоящего времени. В 2003 г. состоялось прославление в лике святых архимандрита Льва (Егорова) и двух братчиц — Екатерины Андреевны Арской и Киры Ивановны Оболенской.

В 2008 году деятельность Александро-Невского братства была возрождена.

Современное благотворительное служение Русской православной Церкви на примере деятельности Александро-Невской Лавры.

По сути каждый приход Русской Православной Церкви является благотворительной организацией. Потому что фактически при каждом приходе в большей или меньшей степени ведутся разнообразные виды благотворительной деятельности:
1. Оказание помощь малоимущим и просто людям, попавшим в трудную ситуацию — аналог деятельности государственных служб по социальной защите населения. Яркой иллюстрацией этого вида деятельности являются люди, просящие милостыню. Обратите внимание, что они собираются не у зданий законодательного собрания, правительства и банков, а возле православных храмов и монастырей, потому что знают, где им быстрее помогут. Как гласит русская пословица «К высохшему ручью народ за водой не ходит». Но содержание нищих является только видимой верхушкой айсберга всей деятельности по социальной защите граждан, ведущейся Церковью. Государство направляет достаточно большие средства на социальную защиту населения, однако из них фактически ничего не достается самой крупной организации фактически осуществляющей эту деятельность. Церковь имеет опыт организации адресной помощи действительно нуждающимся в ней и может это сделать гораздо более эффективнее государственных структур. Например через РПЦ могла бы осуществляться программа помощи многодетным семьям. Это бы стимулировало рождаемость в семьях, где проводится совместно с Церковью духовно-нравственное воспитание детей. Государство бы получило больше граждан, воспитанных в любви к своему Отечеству. Поэтому предлагаю рекомендовать представителям Законодательной и исполнительной власти и Русской Православной Церкви выработать механизм оказания адресной помощи гражданам через приходы Русской Православной Церкви, которые готовы к такой деятельности.
2.
Возрождение исторического облика объектов культурного и духовного достояния России. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев этим тоже приходится заниматься церковным общинам своими силами. Государство в свое время отобрало у Церкви здания храмов и монастырей и другие объекты недвижимости, привело большинство из них в полуразрушенное состояние и теперь возвращает: «На тебе Боже, что нам не гоже». Даже такой, казалось бы, значимый для Санкт-Петербурга и всей России объект как Александро-Невская лавра восстанавливается в основном за счет средств, заработанных благодаря хозяйственной деятельности возрожденных лаврских мастерских и на пожертвования прихожан. А ведь если бы государство или город взяли бы на себя хотя бы часть расходов по восстановлению и ремонту зданий Александро-Невской Лавры, то тогда монастырь смог бы приумножить свою благотворительную деятельность. Заниматься благотворительностью Церкви более свойственно, чем строительно-монтажными работами. Однако в сложившихся условиях Церковь вынуждена большую часть усилий тратить на ремонт и строительство. Даже приближающееся 300-летие Александро-Невской Лавры пока не подвигнуло правительство Санкт-Петербурга на оказание хоть какой-либо помощи. Стоит ли говорить о положении других приходов по всей России, которым приходится самостоятельно поднимать из руин здания храмов и монастырей, возвращая России утраченный облик. Это не должно быть делом сугубо церковным. Государство обязано принимать в нем участие, особенно если здания храмов представляют архитектурную или историческую ценность. Предлагаю: рекомендовать Законодательному Собранию Санкт-Петербурга и других субъектов РФ принять закон о направлении части средств бюджета, предусмотренных на реконструкцию и ремонт зданий на помощь в восстановлении и ремонте храмов и других зданий Русской Православной Церкви, как крупнейшей благотворительной организации России. Тот факт, что многие здания, незаконно отобранные у Православной Церкви большевиками, так до сих пор и не возвращены их законному владельцу, является нашим национальным позором, потому что такие действия или бездействия властей продолжают политику большевизма в отношении Церкви. Некоторые страны из бывшего соцлагеря уже нашли возможность решить этот вопрос и приняли решения о возвращении традиционным конфессиям всего отобранного недвижимого имущества. И России пора покончить с этим позорным пережитком коммунистического прошлого. Например, Александро-Невской Лавре так и не возвращен Храм во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, примыкающий к Свято-Духовскому корпусу Александро-Невской Лавры. Кстати, это единственное помещение из всего комплекса Александро-Невской Лавры не требующее серьезного ремонта. Это помещение занимает музей, вход туда осуществляется за деньги, даже для инвалидов. Для того чтобы поклониться могиле Александра Васильевича Суворова и помолиться в храме во имя его небесного покровителя верующим, в том числе студентам, курсантам военных училищ, ветеранам и инвалидам войны приходится покупать билеты. Вот если бы Александро-Невская лавра стала бы пускать поклониться мощам Александра Невского только за деньги — какой бы шум подняли СМИ? Правосланая церковь находит возможность содержать храмы не взимая денег за вход. А музей не может обеспечить бесплатное посещение даже для льготных категорий граждан. Так не лучше ли передать помещение тому, кто способен создать более приемлемые для народа условия его посещения. Содержание зданий и обеспечение бесплатного доступа в них всех желающих для ознакомления с духовным культурным и историческим наследием Отечества — это тоже один из видов благотворительной деятельности, которым занимается Православная церковь. Предлагаю в резолюции конференции рекомендовать правительству Санкт-Петербурга, в связи с приближающимся трехсотлетием Александро-Невской Лавры, передать ПМРО «Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра помещения Храма во имя Святого Благоверного князя Александра Невского и Благовещенской церкви. Рекомендовать Государственной Думе РФ разработать закон «О возвращении Русской Православной Церкви экспроприированного и нее в советское время недвижимого имущества».
3. Детско-молодежная духовно и культурно-просветительская деятельность, патриотическое воспитание детей и молодежи.
Такая деятельность проводится при каждом храме, где действуют детские воскресные школы. Количество детей, вовлеченных в эту деятельность соизмеримо с количеством детей занимающихся при государственных и муниципальных детско-юношеских центрах. Но воскресные школы в отличии от детско-юношеских центров не берут плату за занятия детей, хотя государство финансирует работу детско-юношеских центров, а воскресенье школы не получают сегодня никакого государственного финансирования. Но если бы государство направило на поддержку деятельности воскресных школ хотя бы часть средств от тех, что направляются на работу детско-юношеских центров, то эффективность расходования этих средств была бы гораздо выше. Потому что в воскресных школах работают люди, посвятившие себя жертвенному служению в деле воспитания детей. Большинство работают на безвозмездной основе, то есть благотворительно. На 2008 год при приходах Русской Православной Церкви действует более 11 тысяч воскресных школ, которые посещают сотни тысяч детей. И все на безвозмездной основе! Этим церковь показывает что она способна в отличии от подростковых клубов организовать бесплатные для детей занятия. И если бы был объявлен тендер на реализацию услуг по воспитанию детей то Русская Православная Церковь его бы бесспорно выиграла. Государство, ставящие одим из важнейших приоритетов патриотическое воспитание молодежи просто обязано поддержать самую массовую на сегодняшний день организацию, занимающуюся этой деятельностью. Предлагаю рекомендовать законодательной и исполнительной власти выработать механизм поддержки духовно-просветительской и патриотически-воспитательной деятельности воскресных школ.
4. Забота о детях и молодежи весьма разнообразна. Это и летние детско-молодежные лагеря, фестивали, конкурсы.
Например, воскресная школа Александро-Невской лавры ежегодно проводит летний лагерь на острове Каневец, в котором ежегодно проводят летние каникулы более 100 детей.

Так же Александро-Невская лавра является соорганизатором ряда мероприятий для молодежи. Для примера приведу план молодежных мероприятий Александро-Невского Братства и наших партнерских организаций. Все эти мероприятия проходят при непосредственной поддержке Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

1. Международный Александро-Невский фестиваль авторской песни, ведущая организация- продюсерский центр «Невский князь»:
- Летний Санкт-Петербургский тур 10−12 июня (Санкт-Петербург);
- Концерт лауреатов на фестивале «Одигитрия» 1 августа (Витебск)
- Осенний Санкт-Петербургский тур 9−12 сентября (Санкт-Петербург).
- Финальный тур в Санкт-Петербурге 6 декабря (Санкт-Петербург);
- Зимний Московский тур 1 -2 февраля (Москва);
2. Международный культурно-просветительский семинар:
- весенний по теме фестиваля в Крыму, март (Александро-Невская Лавра, С-Петербург);
3. Зимние молодежные лагеря:
31 декабря — 7 января (Лен. область)
4. Рождественский фольклорный фестиваль,
12 — 15 января, Санкт-Петербург,
Рождественский турнир по русскому кулачному бою, 14 января, Санкт-Петербург,
5. Пасхальный театральный фестиваль, апрель, Санкт-Петербург
6. Участие в фестивале «Благодатное Небо», ведущая организация — партнер Киевский клуб православной песни и творчества, 30 апреля — 2 мая, 22 -24 сентября, Киев.
7. Участие в Международной благотворительной акции сообщества ДелоРус — «Русский ковчег» с участием соотечественников из-за рубежа, май, форум соотечественников на теплоходев рамках паломничества-круиза из Ярославля — Санкт-Петербург.
8. Духовно-просветительский лагерь на Грушинском фестивале авторской песни,
4 — 7 июля, Самарская обл.
9. Международный фестиваль «Русский Царь-Град», 11 — 13 июля, Кронштадт,
Крестный ход «Царский путь», 14 — 16 июля, Кронштадт — Царское Село.
10. Историко-реконструкционный фестиваль «Русский Лад», 18 — 25 июля, Царское Село.
11. Музыкальный конкурс на Молодежном православном фестивале «Одигитрия»,
1 июля — 4 августа, Витебск, молодежный лагерь «Дружба»;
Крестный ход «Общий путь», Витебск — Смоленск, 5 — 10 августа
12. Международный фестиваль «Небо славян» в Крыму,
12 — 23 августа, п. Кача, Севастополь, Крым;
24−28 августа, Паломнический поход «По пещерным городам и монастырям Крыма»: Севастополь — Бахчисарай (Успенский монастырь).

…И это только часть работы, проходящей только при одном из монастырей — Александро-Невской Лавре
Предлагаю рекомендовать Законодательной и исполнительной власти, муниципальным образованиям направить часть средств, выделяемых на патриотическое воспитание молодежи, на поддержку реализации программ по патриотическому воспитания, осуществляемых приходами и монастырями Русской Православной Церкви.

2. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — КРУПНЕЙШАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕНОЙ РОССИИ.

Приведенные примеры показывают только частично благотворительную деятельность одного из монастырей Русской Православной Церкви. Из этого видно, что деятельность монастырей можно сравнить с деятельностью крупной благотворительной организации. Всего же в Русской Православной Церкви, согласно данным на 2008 год 828 монастырей. Количество приходов, то есть организаций, занимающихся благотворительной деятельность — 29 тысяч 141.
Действует более 11 тысяч воскресных школ — то есть организаций занимающихся благотворительной детско-молодежной работой.
Общее число духовенства, по совместительству руководителей благотворительных организаций и проектов — свыше 30,5 тысячи человек.
Выходит церковных периодических изданий — 726 и в каждом из них звучит тема благотворительности.
Имеет ли хоть одна Российская благотворительная организация такие показатели?

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

РПЦ — самая известная в международной среде российская благотворительная организация.
Забота о соотечественниках, оказавшихся за пределами РФ является одной из разновидностей благотворительной деятельности Русской Православной Церкви. РПЦ является самой крупной организацией соотечественников, живущих зарубежом.
Епархии Московского патриархата расположены как в России, так и на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Казахстане, Азербайджане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Латвии, Литве, Эстонии, а также в таких странах дальнего зарубежья как Австрия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Нидерланды, Франция, Япония, Канада, США, Австралия и Новая Зеландия.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — ТОЧКА РОСТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ.

В конце 2008 года Государственной Думой был утвержден Федеральный бюджет нашей страны на ближайшие 3 года. Его приблизительная цифра около 10 трлн. руб.
Президент и премьер министр заявляют о том, что 85% бюджета нашей страны будет определено на решение социальных вопросов. В концепциях национальных проектов говоритеся о необходимости приоритетной поддержки организаций и проектов являющихся «точками роста». Проавославные братства, приходы и монастыри как раз и являются точками роста благотворительности в России уже на протяжении многих веков. Именно Церковь не делает голословных объявлений, а тихо делает свое дело, на которое Благословляет Ее Господь. Так почему же не поддержать Епархиальные Отделы по благотворительности и приходы, фактически ведущие уже много лет благотворительную деятельность. помогать тем же самым прихожанам, которые исправно платят налоги, в казну государства. Если выделить Русской Православной Церкви средства на поддержку ее благотворительной деятельности, как организации являющейся точкой роста в этой сфере, то эффективность вложения средств будет гораздо выше.

Резолюционная часть.
1. НА ОСНОВАНИИ ЗАКОНА О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ, признающем в преамбуле «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» так же предлагаем отразить факт признания особой роли Русской Православной Церкви в становлении и развитии отечественной благотворительности в новой редакции «Закона о благотворительности».
2. Рекомендовать материально поддержать благотворительную деятельность РПЦ, как организацию, являющуюся точкой роста отечественной благотворительности, путем выделения на постоянной основе из госбюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований части средств, направляемых на социальные нужды населения.
3. Отменить для Русской Православной Церкви ограничения участия в получении государственных грантов и целевого государственного финансирования на осуществление молодежных и культурно-просветительских программ и других форм благотворительной деятельности РПЦ.
4. Рекомендовать правительству Санкт-Петербурга и других субъектов РФ, муниципальным образованиям выработать механизм материальной поддержки деятельности воскресных школ, направленной на духовно и культурное просвещение и патриотическое воспитание детей и молодежи. Направить воскресным школам РПЦ часть средств, выделяемых комитетами по делам молодежи и муниципальными образованьями на работу с молодежью.
5. Рекомендовать Законодательному Собранию Санкт-Петербурга и других субъектов РФ принять закон о направлении части средств бюджета, предусмотренных на реконструкцию и ремонт зданий на помощь в восстановлении и ремонте храмов и других зданий Русской Православной Церкви.
6. Рекомендовать Государственной Думе РФ разработать закон «О возвращении Русской Православной Церкви экспроприированного и нее в советское время недвижимого имущества». Вернуть Русской Православной Церкви права собственности на переданное в безвозмездное пользование недвижимое имущество.
7. Ходатайствовать перед правительством Санкт-Петербурга, передать ПМРО «Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра помещения Храма во имя Святого Благоверного князя Александра Невского и Благовещенской церкви в связи с приближающимся трехсотлетием Александро-Невской Лавры.
8. Рекомендовать принять законы о налоговых льготах для предпринимателей, поддерживающих благотворительную деятельность Русской Православной Церкви и других крупных благотворительных организаций.
9. Одобрить инициативу реализации программы «Поддержка Отечественных Социально-Ответственных Хозяйственников» (ПОСОХ). Рекомендовать СМИ и Комитету по печать Санкт-Петербурга оказывать информационное содействие реализации программы ПОСОХ.

http://rusk.ru/st.php?idar=113828

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика