Русская линия
Русская линия Владимир Воропаев,
Священник Алексий Мороз
04.05.2009 

«Это примитивный психологический прием»
По мнению известных экспертов, исследование ВЦИОМ относительно ЕГЭ носит заказной характер

ЕГЭСегодня, 5 мая, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на своем сайте опубликовал данные исследования отношения россиян к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Сотрудники Центра провели серию фокус-групп со старшеклассниками, родителями выпускников и учителями, в результате которых построили портрет «типичного сторонника и противника ЕГЭ».

Согласно исследованию ВЦИОМ, среди сторонников ЕГЭ, как правило: отличники и хорошисты, ответственно относящиеся к своей учебе, верящие в свои силы; школьники, у кого брат, сестра или близкий друг уже сдавали данный экзамен; передовые педагоги, готовые повышать свой профессиональный уровень и не боящиеся внешних оценок результатов своей работы, а также выступающие за борьбу с коррупцией — как при выпускных экзаменах в школе, так и при поступлении в ВУЗ; родители, с высокими адаптивными качествами, убежденные, что ЕГЭ облегчает поступление в ВУЗ, полагающие, что этот экзамен мотивирует учителей повышать свою квалификацию, а их детей более ответственно относится к обучению.

Напротив, среди противников ЕГЭ, считают социологи ВЦИОМ, как правило: двоечники, теряющие возможность списать или получить подсказку во время сдачи; ребята с повышенным уровнем тревожности; категория школьников, считающих, что раньше «можно было быть зачисленным в ВУЗ, заплатив за поступление»; учителя, предпочитающие следовать исключительно старым методам в работе и избегающие каких-либо нововведений; родители, испытывающие недостаток достоверной информации о ЕГЭ.

«В ходе исследования, было выявлено, что в обществе существует глубинное понимание необходимости системных изменений в сфере образования. В этой связи ЕГЭ признается эффективным инструментом выявления проблемных зон в образовании для их последующего качественного улучшения. Кроме того, выпускники этого года единодушны в том, что нервозная обстановка вокруг ЕГЭ создается взрослыми», — отмечает ВЦИОМ.

Инициативное исследование ВЦИОМ прошло в апреле 2009 г в г. Москве. Было проведено 9 фокус-групп: с учениками 9-х и 11-х классов, с родителями учеников 9-го — 11-го классов, учителями (преподающими как обязательные для сдачи предметы, так и предметы «по выбору»).

В связи с публикацией этих довольно сомнительных данных, мы попросили известных педагогов и работников системы образования ответить на следующие вопросы: Согласны ли Вы с результатами данного исследования? Можно ли считать эти данные достоверными и обоснованными, соответствуют ли они действительности?

Владимир Алексеевич ВоропаевПо словам известного русского ученого, доктора филологических наук, профессора кафедры истории русской литературы МГУ Владимира Воропаева, «данные исследования ВЦИОМ совершенно не похожи на правду». «ЕГЭ создает большие возможности для коррупции. Это бесспорный факт. Об этом знает любой специалист, имеющий отношение к системе образования и понимающий смысл образовательного процесса. Мне близка позиция многих ученых, академиков, мэра Москвы Юрия Лужкова, многих депутатов Госдумы, спикера Совета Федерации Сергея Миронова, которые выступают против ЕГЭ, справедливо рассматривая ЕГЭ как диверсию против традиционной системы образования России. Я полностью разделяю эту точку зрения. Предполагаю, что это заказной опрос, результаты которого сфальсифицированы сторонниками ЕГЭ. Я почти в этом не сомневаюсь. Полагаю, что этот опрос проведен с целью дискредитации противников ЕГЭ. Аргументы сторонников ЕГЭ ничтожны, сами они не могут внятно обосновать необходимость ЕГЭ, их аргументы давно разбиты и опровергнуты. Этот опрос сделан для того чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре. Думаю, что ЕГЭ приведет нашу систему образования к катастрофе. Этот опрос я рассматриваю, как психологическую попытку оглупить оппонента. Обычно такие приемы используются, когда не остается логических аргументов. Но эта попытка неуклюжая, никто не поверит данным ВЦИОМ, здравый смысл восстанет против их абсурдности», — считает профессор Воропаев.

Со своей стороны, бывший консультант Департамента содержания высшего профессионального образования Минобразования России Любовь Гармаш заявила: «Я совершенно уверена, что эти данные не соответствуют действительности. По поводу ЕГЭ однозначно негативно давно высказался и ректорский корпус, и родители, и родительский комитет России. Заключения ВЦИОМ несправедливы».

Иерей Алексий Мороз По мнению известного петербургского священника, руководителя Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение», кандидата педагогических наук иерея Алексия Мороза, «выводы ВЦИОМа совершенно не соответствуют действительности». «Очевидно, что это исследование не что иное, как социальный заказ определенных групп в правительстве, возможно, к этому имеет отношение и министр Фурсенко, который пытается оправдать разрушительнейшее действие ЕГЭ на всю систему образования, на творческие способности ребят. ЕГЭ понижает планку преподавания в школе. По моим данным, свыше 90% как детей, так и взрослых выступают против ЕГЭ. Среди противников ЕГЭ есть специалисты высочайшего класса, академики, передовые, талантливые учителя с 30−40-летним опытом преподавания в школе. Все они в один голос говорят, что ЕГЭ разрушает фундаментальные основы русской школы, которая была устроена таким образом, что материал не просто запоминался учеником и выдавался им как неким компьютером, а творчески усваивался, изменялся, преобразовывался и творчески использовался в трудовой и учебной деятельности. ЕГЭ как раз лишает человека этих способностей. Привыкая благодаря ЕГЭ ставить крестики и галочки напротив ответов, большинство детей (а я знаю об этом не понаслышке, так как трое моих детей учатся в школе) пытаются просто угадывать ответы. Многие из них так и говорят: а зачем нам думать над ответом, если те, кто думает, получают тройки и четверки, а я интуитивно понаставил галочки и получил „отлично“. То есть экзамен превращается в „угадайку“, ЕГЭ содержит авантюристский момент, но самое страшное, что ЕГЭ полностью уничтожает творческие способности ребенка, который превращается в человека, знающего материал, но не умеющего его прилагать к жизни. Система ЕГЭ, которая давно практикуется в США, привела к тому, что выпускники американских школ не могут осмысленно пересказать литературный текст, состоящий из десяти предложений. Они неспособны передать творческое значение литературного текста. Несомненно, что ЕГЭ ведет к полной деградации личности», — не сомневается кандидат педагогических наук.

«Я уверен, что если будет проведена независимая экспертиза, допустим, Научно-исследовательским институтом комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, то мы увидим совершенно иные данные, в корне противоположные данным ВЦИОМ, которые, на мой взгляд, имеют заказной характер. Этот опрос проведен для того, чтобы противникам ЕГЭ приклеивался ярлык „неудачник“, „двоечник“, „отсталый“, „бездарный“. Люди, которые не хотят попасть в этот разряд, естественно будут соглашаться на то, чтобы быть причисленными к лику отличников, умных и прогрессивных людей. Это примитивный психологический расчет, который направлен на то, чтобы запугать и смутить противников ЕГЭ, и наоборот всячески пропагандировать ЕГЭ в современном мире и отождествить его с успехом. Если ты за ЕГЭ, значит ты успешен, умен и прогрессивен, если же против, то глуп и т. д. Данное „исследование“ — это примитивный психологический прием и заказ. Использование этого приема показывает беспомощность сторонников ЕГЭ, не имеющих логических аргументов, доказывающих правоту их позиции. Потому что на самом деле никаких логических аргументов, научных данных о необходимости и пользе ЕГЭ нет. Зато есть противоположные данные. Недавно один ВУЗ вынужден был отчислить 80% студентов, поступивших по ЕГЭ, за их неспособность к дальнейшему обучению. У сторонников ЕГЭ нет ни одного научного доказательства необходимости ЕГЭ, а у противников есть. Поэтому, неудивительно, что сторонники ЕГЭ опустились до таких истерических криков и подобного рода примитивных психологически приемов, на мой взгляд, постыдных и недостойных. Таким опросам не следует слепо доверять. Можно ведь подобрать людей, приверженных ЕГЭ, данные опросов и фокус-групп сложно проверить, потому что опрос, как правило, носит анонимный характер. Можно заранее отобрать только сторонников ЕГЭ, опросить их, а затем манипулировать общественным мнением с помощью сфальсифицированных, нерепрезентативных данных, обладающих якобы 80% достоверностью. Поэтому данным подобного рода исследований, особенно заказным, надо очень аккуратно относиться. На мой взгляд, данные ВЦИОМ явно не соответствуют действительности», — заключил иерей Алексий Мороз.
Русская линия

http://rusk.ru/st.php?idar=182681

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Lucia    05.05.2009 10:15
Легко представить как выглядит анкета. А почему все говорят, что если оценка выше 60, то она куплена? И тепперь дороже это обходится, или дешевле?
  читательница    05.05.2009 03:17
к чему собственно претензия – к общему стандартному экзамену вообще, или же к определенного типа экзамену? А также идет ли спор о том что-бы такой экзамен являлся бы единственным критерием при попадании в униветситет или же просто одним из многих, скажем из списка – отметки, рекомендации преподавателей, выборочные экзамены по определенным предметам, личные встречи с учеником, может даже какие-то устные экзамены, и т.д.?
  C. Шараков    05.05.2009 01:04
Интересно вопросы посмотреть – важно, как сформулировать вопрос. При "правильной" постановке вопроса и фальсифицировать ничего не нужно.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика