Русская линия
Русская линия Сергей Григорьев23.06.2008 

Что мы ждём от Архиерейского Собора

Если по большому счёту — ничего особенного мы от грядущего Архиерейского Собора не ожидаем. И это меня радует, это говорит о том, что жизнь в нашей Церкви устоялась, и хотя нельзя сказать, что жизнь Церкви беспроблемна, никаких острых, требующих немедленных соборных решений проблем в нашей Церкви нет. Для чего же нужно собирать Архиерейский Собор, неужели только для «галочки»? Конечно, нет.

Собор русских архиереев — зримое утверждение соборного начала нашей Церкви

Во-первых, общее собрание всех архиереев Русской Православной Церкви — есть зримое утверждение соборности и церковного единства. За каждой литургией мы исповедуем это единство, но так уж устроен человек, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Всем кто хоть раз принимал участие в больших церковных форумах, таких как Рождественские Чтения или Всемирный Русский Собор, хорошо известно чувство особого воодушевления, возникающего от ощущения своего единства с громадной и реальной общностью всех верующих Русской Православной Церкви. Не случайно церковные правила предписывают регулярные собрания епископов вне зависимости от того, есть у них какие-то особенные темы для обсуждения или их нет. Паства очень нуждается в «демонстрациях» единства Церкви, тем более, что против такого нашего единства не перестаёт воевать враг рода человеческого.
Кровоточащая рана нашей Церкви — продолжающийся раскол на Украине. Ничто так не укрепляет верующих от раскольнических соблазнов, усиленно творимых сторонними для Церкви силами, как явное утверждение единства Церкви, в силу исторических обстоятельств осуществляющая своё служение в разных государствах. Чуть больше месяца остаётся до предполагаемого пастырского визита Святейшего Патриарха Алексия II на Украину. Наверное, одной из тем соборных заседаний станет обсуждение предстоящего, по истине исторического, посещения Предстоятелем Церкви своей украинской паствы.
Нельзя сказать, что проблема единства совсем уж не стоит в российской части Церкви. Время от времени усиливаются раскольнические настроения и среди некоторой части верующих в России. У всех на памяти громкие заявления епархиального собрания одной из самых маленьких, но очень шумных епархий нашей Церкви. Как и следовало ожидать неуёмная «критика» священноначалия привела некоторых участников этого скандала к явным раскольническим настроениям, к примеру, непоминание Предстоятеля Церкви за богослужением. Надеемся, что Собор найдёт мудрое решение этой проблемы.
Впервые в Архиерейском Соборе примут участие архиереи зарубежной Русской Православной Церкви. Процесс воссоединения зарубежной паствы с верующими в отечестве имеет свои подводные камни, и единственный путь их преодоления — живое общение между нами. Именно этого, живого молитвенного и человеческого общения нам очень не хватает и не только с собратиями из дальнего зарубежья, но и с верующими Украины, Белоруссии, Казахстана и других государств бывшего СССР. Удивительное дело: технический прогресс неизмеримо развил средства коммуникации, а мы чувствуем явный недостаток человеческого, душевного общения.
Принимая во внимание вышесказанное, Архиерейский Собор — пример и, в тоже время, прецедент такого общения. Возможно, на Соборе найдётся время для обсуждения путей взаимного общения единой паствы из разных стран, так сказать, интенсификации внутренних церковных связей.

Два типа архиереев

Помимо внутрицерковной жизни, на Архиерейских Соборах традиционно уделяется достаточно времени для суждений о церковно-государственных отношениях. За два прошедших после празднования 1000-летия Крещения Руси десятилетия произошли не только кардинальные изменения в отношении государства к Церкви, но, наверное, под влиянием обстоятельств российской жизни, изменился и количественный и качественный состав архиерейского корпуса Русской Православной Церкви.
Если говорить о форме и стиле взаимоотношений наших преосвященных владык с властями, то вполне угадываются как бы два типа таких отношений. Первый тип условно можно назвать старорежимными, второй — современными. «Старорежимные» владыки видят себя ответственными за свою паству, имея в виду тех своих земляков, которые ходят в Церковь, то есть только верующих. Вторые считают себя архипастырями не только ходящих в Церковь верующих, но всех крещённых, да и некрещеных жителей своей епархии. Для первых границы епархии ограничиваются кругом богомольцев, для вторых — географическими пределами своего региона.
Такие типы архиереев не противоречат друг другу и не рождают внутрицерковных конфликтов, да и крайне редко имеют место в, так сказать, чистом виде. Но вот властьпридержащие прекрасно понимают их разницу и в связи с этим степень влиятельности владыки в регионе, и всё более готовы считаться с мнением правящего архиерея при решении политических и даже кадровых проблем. Грубо говоря, в одном регионе Преосвященный не всегда находит время для встречи с губернатором, а в другом — встречает второго помощника пятого заместителя у входных дверей епархиального управления. Новые тенденции всё более активного вовлечения правящих архиереев в жизнь регионов, рождают и новые перспективы и новые соблазны. Как использовать первые и противостоять вторым — наверняка, будут обсуждать собравшиеся на Соборе, если не на заседаниях, то в кулуарах — безусловно.

Благодатный огонь и Живая вода

В последние полгода заметно активизировались адепты обновленческих тенденций в жизни Церкви. Целый ряд конференций и совещаний и сопровождавший их оживлённый обмен мнениями в СМИ привели к выявлению двух ярко выраженных мнений по проблемам обновления и миссионерства среди крещённых. Главным рупором обновленческих идей, причём не только в богослужебной практике, но и в понимании нравственных основ самой христианской жизни, стал официальный журнал Санкт-Петербургской епархии «Живая вода». Сторонников традиционного понимания православия объединяет московский журнал «Благодатный огонь». И та и другая сторона хоть чаще всего и не очень явно, но всё же апеллирует к священноначалию. Не исключено, что Собор посчитает вмешаться во всё более разгорающуюся полемику в среде духовенства и мирян.
Какое здесь может быть решение? Возможно, по существу спора, а возможно и опосредованное — кадровое. Поживём — увидим. Испарит ли «Благодатный огонь» «Живую воду», или «Живая вода» затушит «Благодатный огонь»?

http://rusk.ru/st.php?idar=213381

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Семёнов Алексей    20.04.2010 11:34
Сергей Григорьев
Цитата:
  Если по большому счёту – ничего особенного мы от грядущего Архиерейского Собора не ожидаем. И это меня радует, это говорит о том, что жизнь в нашей Церкви устоялась, и хотя нельзя сказать, что жизнь Церкви беспроблемна, никаких острых, требующих немедленных соборных решений проблем в нашей Церкви нет.  

Да так ли сие, как это представляется автору?
Вот у самих архиереев и профессоров духовных академий и семинарий совершенно другое представление.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
Лжедуховничеством, младостарчеством наносится огромный, непоправимый вред Церкви. Впадающие в это искушение молодые священнослужители не обладают не только многолетним опытом тяжелой борьбы с собственными страстями, не достигли ни истинного смирения, ни глубокого покаяния, но не имеют даже и простого жизненного опыта и знания людей, распространяют псевдохристианское мифотворчество, в глазах светских людей дискредитируют Церковь, подрывая доверие к подлинному духовному трезвенному деланию, а также внутрицерковному и общественному служению. Настоящей бедой является грубость. К сожалению, проникает она и в ограду Церкви. Нередко она исходит и от самих священнослужителей. Они не только не несут в себе духа любви, а полны раздражения, которым отталкивают людей от Церкви
12.12. 2008г по Рождеству Христову.
http://www.patriarchia.ru/db/text/510861.html
Профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов:
В Церковь пришли священники неофиты-самоучки, не знающие церковной традиции, которые духовно сформировались в лучшем случае на книгах Самиздата. Они принесли в церковную жизнь такой специфический конгломерат идей, от которого впору хвататься за голову. Смесь мистической литературы и тоталитарной человеконенавистнической политизированной идеологии и формировала мировоззрение неофитов, которые, в одночасье став священниками, начали демонстрировать свои собственные идеи под видом православия. Они принесли в Церковь тот дух нетерпимости, подозрительности, который характерен для многих наших священников. Постоянно ведется поиск врагов – жидомасонов, экуменистов, филокатоликов, протестантствующих, как будто все проблемы церковной жизни связаны с какими-то внешними, разумеется "темными", силами.
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=35206
Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн
Председатель Миссионерского отдела РПЦ
«Одна из задач, ставшая перед нами, образно говоря, является "второй христианизацией России". Сегодня многие из людей хоть и приняли крещение в последние десятилетия, но не наставлены в вере, они и по сегодняшний день являются номинальными православными с какими-то суррогатными верованиями в голове.»
http://www.patriarchia.ru/db/text/421202.html

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов:
Сегодня жители России представляют собой общество крещеных безбожников с большим количеством магических и языческих предрассудков, к которым надо заново идти проповедовать Христа. 19 апреля 2010 года
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=35207

Поэтому вопрос младостарчества и православного безбожия должен стать основным на Архиерейском Соборе.
  Ярослав Карасев    19.04.2010 14:34
Ну честно говоря, многое из того, что Вы пишете не совсем так… Ну да ладно,не важно в общем :)
  Одиноков    04.08.2008 10:51
"Аннушка, ну уж Вам-то, голубушка, совершенно не в чем каяться предо мною, треокаянным" (Б-П).

Цените это, Анна. Остальным повезло меньше…
  Одиноков    03.08.2008 21:33
Ну, далось Вам, Анна, это их комсомольское сердце. Страна у нас большая, политические джунгли зело пространные… Мало ли желающих использовать Церковь как поле для своей партии в гольф?..
  Братуха-Простолюдинъ    03.08.2008 19:36
Аннушка, ну уж Вам-то, голубушка, совершенно не в чем каяться предо мною, треокаянным. Ведь очевидно, что Вам хорошо известно, что "страх Божий – это начало премудрости Божией".
  Анна Павлова    03.08.2008 19:21
"Что касается "наших", то я по-прежнему с Вами не могу согласиться в том, что Синод занимается такими примитивными проектами."

Выходит, "наши" прибежали с транспарантами исключительно по велению сердца?:)
  Анна Павлова    03.08.2008 19:18
Братуха, напугали до полусмерти.
Простите нас окаянных.
  Одиноков    03.08.2008 18:06
Михаил, мне искренне жаль, что из-за меня Вам пришлось стать "кукушкой" и признать справедливым упрёк в наличие у Вас прелести… Трезвитесь и бодрствуйте.
  Одиноков    03.08.2008 17:51
Что ж Вас так забрало-то, Братухо? С Вашей сурьёзностью только в мирное время под танки бросаться. Я же нарочно предупреждал, что вирши мои исключительно для тех, кто ещё не прокис, так что на Вас они явно не рассчитаны. Можете не сомневаться, я со своими стихотворными опытами не ношусь как дурак с писаной торбой, и если люди высказали мне своё к ним отношение, то я исключительно из вежливости им и ответил. Вы же этих людей обозвали кукушками и даже обличили в прелести (подумаешь, какой знаток душ человеческий этот Братуха!), что не делает чести даже и Простолюдину. И уж коли я позоволил себе немного улыбнуться, то вовсе без того, чтобы над кем-то насмеяться. Уповаю, что у Сельского бригадира, в отличие от Вас, достанет ума не обижаться на меня. А Ваше брюзжание, подкрашенное заботой о чистоте форума, ничего, кроме улыбки у меня не вызывает. Когда Вы тут, на форуме не столь давно примеряли личину юродивого и позволяли себе пошловато-глумливый тон, я, помнится, имел неосторожность высказать Вам своё к этому кривлянию отношение. Теперь настал Ваш черёд ответить, как я понимаю? Всякий раз, когда приходится объясняться с такими "трезвенниками" делается не по себе, честно Вам скажу. Хотите высказаться на тему форума – сделайте нам всем приятное, мои вирши Вам здесь не помеха, как и никому другому. Продемонстрируйте нам Вашу состоятельность в полемике, прежде чем высокомерно поучать остальных.
Пассаж насчёт Бога и дьявола оставляю всецело в Вашей компетенции.
Да, так вот подумаешь – как, наверное, тяжело человеку с грузом своей непомерной важности ходить… Улыбнитесь себе в зеркало, Братуха! :-))
А-то я на Вас эпиграмму напишу, дождётесь…
  М.Яблоковy    03.08.2008 16:20
По отношению к себе считаю упрёк справедливым. Видимо подзаразился вирусом демократии… Придётся включить обновление антивирусной программы…

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика