Русская линия
Русская линия02.08.2010 

Декларация прав семьи

Альянс «Будущее» предлагает всем заинтересованным лицам, учреждениям и организациям объединиться для разработки, в том числе путём организации общественного обсуждения, «Декларации прав семьи».

Цели разработки «Декларации…» сугубо прикладные: она призвана стать инструментом синхронизации усилий заинтересованных в сохранении и развитии семьи сил. Для этого, на наш взгляд, «Декларация…» должна давать ответы на следующие вопросы:

1. Суть семьи. Что есть семья по сути, что её отличает от всех других видов объединений людей.

2. Естественные, неотъемлемые, базовые права семьи, вытекающие из самой её сути.

3. Место прав семьи в общей системе прав. То есть приоритетность/подчиненность прав семьи по отношению к правам человека, общества и пр.

4. Основные элементы стратегии и тактики защиты прав и интересов семьи.

Для начала диалога тезисно сформулируем, как ответы на эти вопросы видим мы:

Сущность семьи

Что есть суть семьи? Что отличает её от группы, от коллектива? Где грань между семьей и людьми, которые всего лишь вместе трудятся или вместе проживают, ведут хозяйство или даже воспитывают детей?

Ключевое отличие в том, что в семье происходит объединение людей в единое целое. В группе же такого единения нет (или оно принципиально, на много порядков слабее; исключение — духовная семья, группа развития). Проводя аналогию, семья — это организм, а группа — механизм. Семью нельзя «разобрать»: разрушение семьи — чрезвычайно болезненный процесс, который может привести даже к гибели её бывших членов; да и воссоединение семьи, если такое случится, также идёт очень и очень сложно. Группа же может быть легко распущена и собрана вновь в любое время.

Семья обладает самосознанием, т. е. осознаёт себя единым целым — люди не мыслят себя вне семьи. У каждой семьи есть свой характер, свой дух, свой багаж опыта, знаний, свои стереотипы поведения и пр. Семья как единое целое реагирует на происходящие вокруг неё события. Семья в своей жизни проходит все стадии развития: рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть. Семьи, как и люди, бывают добрые и злые, умные и глупые, щедрые и эгоисты. Семьи могут болеть и прочее, и прочее.

Таким образом, на основании общепризнанных отличительных признаков живых организмов, семья может и должна рассматриваться как самостоятельная живая сущность. Семья — это в прямом смысле живое существо.

Семья — это организм, состоящий из людей. Люди объединены в семье, как различные части тела в человеке: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Неслитно — всегда можно отличить одного члена семьи от другого. Неизменно — каждый сохраняет свои собственные качества. Нераздельно — нельзя отделить одного члена семьи от другого без разрушения семьи. Неразлучно — каждый человек в семье — это, прежде всего, член семьи и полностью понять человека, не понимая его место и роль в семье, невозможно. И каждый член семьи оказывает влияние на всех остальных.

Человек является членом семьи до тех пор, пока он сам себя таковым считает и пока семья (т.е. все её члены) также считает его своим. Необходимые условия образования и существования семьи:

· необходимость друг в друге. Необходимость реальная, ощущаемая всеми её членами;

· взаимная добровольность объединения. Т. е. каждый в семье добровольно принял и признал каждого.

Условия достаточно сложные. И поэтому семья, как правило — это относительно небольшая группа.

Если одно из условий нарушается, человек из семьи выпадает. Такая семья остается семьей только на бумаге, фактически же она умирает или распадается на несколько семей.

Базовые права семьи

Семья, как и человек, имеет свои базовые, естественные, неотъемлемые права, которые вытекают из самой её природы, из того, что семья — это живая сущность. Они одни и те же для семьи любой государственной принадлежности, любой национальности, любой культуры и вероисповедания.

Базовые права семьи ещё требуют осознания, но, несомненно, они включают в себя:

1. Право на признание. Семья имеет право быть признанной, т. е. что она не просто группа людей, а нечто большее — единое неделимое целое, живая сущность.

2. Право на жизнь. Семья, как и любое другой вид живых существ, обладает правом на жизнь. Т. е. любые действия, ведущие к ослаблению семьи, к разрушению семьи, к исчезновению семьи из общества, нарушают её права.

3. Право на смысл жизни и его реализацию («право на счастье»). Семья, как и любой другой вид живых существ, имеет конкретный смысл существования, смысл жизни. Естественно, что реализовать свой смысл жизни — это её базовое, неотъемлемое право. Очевидно, что смысл жизни семьи не может лежать внутри семьи — но только вовне её. При первом взгляде кажется, что смысл существования семьи — в рождении детей. Но сказать так на самом деле тоже, что сказать: «смысл жизни в самой жизни». Тем более, в современном мире для того, чтобы родить и вырастить детей, семья, по большому счёту уже не нужна. Возможно, смысл существования семьи — в увеличении в мире гармонии и Любви через воспитание обладающих высокими морально-нравственными качествами и способными любить детей. И если так, то взгляд на семью, а также на воспитание и образование детей, не учитывающий, что дети, прежде всего, должны научиться морально-нравственным ориентирам, должны научиться любить, нарушает её права.

Повторимся, естественные права семьи ещё лишь предстоит осмыслить. Пока же ещё можно упомянуть, как одно из ключевых, право на поддержку и защиту: поскольку семья живет в государстве и по законам государства, она обладает и всеми правами на поддержку и на защиту своих прав со стороны государства.

Место прав семьи в общей системе прав

Приоритетность прав видится так:

1. Высшее положение занимают «права Бога» через Его заповеди («не делай другому того, что не хочешь себе», «люби ближнего своего, как самого себе» и пр., т. е. заповеди Нового Завета, которые, кстати, не отрицаются ни одной из традиционных религий). Они же, по сути, есть одновременно и права общества, поскольку общество суть «тело» Бога.

2. Промежуточное положение занимают права семьи, так как семья является частью общества.

3. Далее идут права человека. Они по отношению к правам семьи занимают подчиненное значение, так как человек является частью семьи.

И лишь следом за естественными правами идут права, сформулированные самими людьми: права государств, хозяйствующих субъектов и пр. и пр.

Стратегия и тактика защиты прав и интересов семьи

Сегодня принято считать, что семья гибнет потому, что она стала не нужна человеку. И пусть диапазон озвучиваемых причин громаден: от «семья современному человеку мешает» до «человека развратили», суть всех их одна и та же: в семье не нуждается именно человек.

Это мнение ошибочно, семья вымирает не поэтому. Она вымирает потому, что она не нужна обществу: семья для нормального функционирования современного общества уже не нужна. Семья ключевым элементом современного общества не является, оно, современное общество, вполне успешно может прожить и без семьи. Более того, в сегодняшнем, структурированном по финансовому признаку обществе, семья не только не нужна, но и вредна — заработать денег она не помогает, наоборот: «семья — это одни затраты». Попытка же сделать семью источником дохода («материальная поддержка семьи», «материнский капитал» и пр., и пр.) — это, очевидно, ошибочная тактика. Так как в этом случае семья в сознании людей вступает в конкуренцию с другими способами заработка, ставится с ними на один уровень. И зачастую, поскольку приносит меньший, чем многие другие виды деятельности доход, как не выдержавшая конкуренции, отвергается.

Защитить семью означает, что её вновь нужно сделать ключевым элементом общества. Для этого, очевидно, нужно менять общество, его «конструкцию». Любые другие действия, пусть даже самые лучшие (пропаганда семейных ценностей, борьба с абортами, материальная помощь семьям и пр. и пр.), но не ведущие к изменению «конструкции» общества, лишь оттягивают окончательную гибель семьи. Эти действия важны и нужны, но они, максимум (!), дают выигрыш времени. За это время нужно создать общество, в котором семья является ключевым, необходимым для его жизни элементом.

Подобным обществом могло бы стать общество, структурированное по духовному признаку, т. е. общество в котором возможности зависят от духовных и морально-нравственных качеств человека. Эти качества закладываются в семье; семья — это необходимый элемент воспитания высокодуховного человека, поэтому в подобном обществе она будет чрезвычайно востребована. Таким образом, стратегия защиты семьи заключается в реструктуризации общества по духовному признаку.

Тактика защиты прав и интересов семьи — это тактика сдерживания, и заключается она в следующем:

1. Формировать отношение к семье не просто как к проживающим и ведущим совместное хозяйство людям, но как к единому целому, как к живому существу. Научить людей видеть в семье не группу людей, а единое целое, живую сущность. Семья — это люди, которые и сами себя, и которых окружающие воспринимают как единое целое. Кстати, при таком подходе, неблагополучная семья — это не семья с низким уровнем материального достатка, а семья, которая имеет тенденцию к распаду на отдельных людей или группы; в том числе семья, в которой нет уважения и любви. Любая поддержка — именно семье, а не отдельным её членам.

2. Пропагандировать, а затем и закреплять де факто и законодательно, что права семьи должны рассматриваться как права более высокого порядка, чем права человека. Если права человека вступают в конфликт с правами семьи, приоритет нужно отдать последним.

3. Объяснять, что сохранить семью, работая на уровне отдельных людей или на уровне семьи — невозможно. Для сохранения и развитии семьи нужно изменить «конструкцию» общества, реструктурировать общество по духовному признаку: т. е. более значимые возможности в нём должны иметь более духовные люди. Все остальные действия всего лишь оттягивают окончательную гибель семьи. Только иное, структурированное по духовному признаку общество способно создать условия для жизни и развития семьи.

Исходя из вышесказанного, сформулируем, тезисно

Декларация прав семьи

1. Семья — это единое целое живое существо.

2. Она, как и человек, обладает естественными, неотъемлемыми правами. Основные права семьи — это право на признание, право на жизнь, право на счастье, право на поддержку и защиту.

3. Права семьи выше прав человека. В случае, если права человека вступают в конфликт с правами семьи, предпочтение должно отдаваться последним.

4. Права семьи, в том числе и их приоритет перед правами человека, должны защищаться и де факто, и законодательно.

5. Причины проблем семьи не в том, что она не нужна или мешает людям, а в том, что она не нужна современному, структурированному по финансовому признаку обществу. Для сохранения и развития семьи нужно реструктурировать общество, выстроить его иерархию по духовному признаку.

+ + +

Всё вышесказанное — проект, концепция. Приглашаем всех, кто заинтересован в поддержке и развитии семьи, объединиться в работе над «Декларацией…». По всем вопросам, связанным с подготовкой «Декларации…», связывайтесь с альянсом «Будущее» по адресу ilya@aveniralliance.ru (Илья).

Альянс «Будущее»
Россия, 2010 год

http://rusk.ru/st.php?idar=43271

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  sukhanov    02.08.2010 13:58
я – за! теперь ближе к реальной жизни: семья даже языческая – семья! конечно православная семья – базис ! православная община – реальность существования семьи до 20-го века. старообрядчество сохранило по большому счету дух православной семьи, но старообрядцев очень мало…вариант – объединяться вокруг церкви православной, как в свое время селились около святых мест.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика