Русская линия
Русская линияИгумен Иоанн (Ермаков)20.12.2010 

Мы призваны изменить реальность
Выступление настоятеля Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игумена Иоанна (Ермакова) 4 декабря 2010 г. на Съезде движения «Народный Собор»

Игумен Иоанн (Ермаков)Дорогие братья и сестры, уважаемые делегаты и гости Съезда!

Мы собрались в знаменательный день — в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. С этого дня в православных храмах начинается пение рождественского канона «Христос рождается», чтобы народ за время поста приготовился ко встрече Рождества.

Нам также в своей работе предстоит многое сделать, чтобы приготовить себя и мир вокруг себя к обновленной, осмысленной жизни.

Мы живем не только в этом материальном мире, но и в мире духовном, мистическом. И вся наша деятельность сопровождается нашим духовным выбором, поддержкой или поправками со стороны Божией. И очень многое зависит от того, насколько внимательно мы относимся к добрым или тревожным знакам.

Все важнейшие вехи в жизни Народного Собора, начиная с его создания в день памяти преподобного Сергия Радонежского, приходились на важнейшие даты православного календаря. Это характерно для многих значимых событий — побед и свершений в истории нашего православного Отечества.


Введение во храм Богородицы — это высочайший знак её святости и призванности. Нам всем очень важно стремиться к святости и к соответствию своему призванию, к осуществлению деятельности на земле, как служения во имя высоких, а не случайных целей.

Ради этого и стоило собраться и приступить к общему деланию.


Само название «Народный собор» говорит об изначальном высоком призвании организации.

Соборность — это та форма единения, которая неоднократно приводила Россию к победе над самыми страшными внешними и внутренними врагами, к новому расцвету, к преодолению всех кризисов и угроз. Это понятие следует первоначально из принципа соборности Церкви. Сегодня оно толкуется шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Но всегда соборность — это противоположность эгоизму, самопревозношению, потребительскому поведению, противоположность хаосу и раздроблению народа.

Соборность в обществе предполагает возможность добровольного и честного выбора людьми стратегии жизни и тактики поведения.

В русской религиозной философии Соборность понимается как «душа Православия». В христианской традиции Соборность понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни. Святая Русь в своем развитии придала идее соборности особое значение и универсальность.

В нашей истории соборное единение всегда наступало или усиливалось перед лицом тяжелых угроз — татаро-монгольского ига или смутного времени, войн или разрухи. Но важно помнить, что Церковь выступала всегда инициатором соборности и объединяющей силой, наполняя общественную волю нравственной полнотой и высшим содержанием, позволяющим преодолеть распри, эгоизм, страх и нерешительность.

Очевидно, и сегодня есть условия для возрождения соборности — это и геополитические угрозы, это и страшная и беспощадная информационная война, ведущаяся против России, это и последствия десятилетий официального безбожия, а за тем — вседозволенности, это и упущенные поколения русских людей, упущенные в смысле преемственности, исторической памяти и нравственных ориентиров.


Уже 5 лет существует «Народный Собор», положивший соборность в основание своей деятельности. Мы уже можем подводить какие-то итоги, можем говорить о жизнеспособности организации. (Сколько движений, союзов и партий, созданных с хорошими лозунгами, но не на твердом основании соборности, лопнули, как мыльные пузыри?)

Но это лишь начало того служения, во имя которого мы собрались, лишь введение, в преддверии грядущих дел.

Сегодня мы имеем возможность оглянуться на пройденный путь, осознать успехи и ошибки, осмыслить новые вызовы времени, поделиться друг с другом своим видением и опытом.

Главное — помнить, что наша соборность — это не формальная общность, это не просто организационная модель, это наше историческое преемство, преемство правильной, благословенной и проверенной временем формы совместного служения.


Не только пастырский долг и, тем более, не формальный повод заставили меня начать это выступление со слов о духовном контексте этого дня и этого события. Пришло время осознать, что именно утверждение и укрепление духовного начала всей народной жизни есть главная задача и цель всей нашей с вами деятельности. Все проекты, направления или отдельные акции должны быть подчинены этому осознанию и этой цели.

Именно духовно-нравственное основание жизни народа, сформированное на евангельских принципах, укорененных в семейных, бытовых и социальных традициях, стало основным, если не единственным условием всех побед и свершений за последнее тысячелетие. Именно ослабление этого основания стало причиной и условием крушений и бедствий последних десятилетий.

Все здравомыслящие люди уже видят опасность, стоящую у порога нашей Земли — опасность полного, всеобъемлющего разрушения, опасность многогранную и несомненную. Специалисты высочайшего уровня в самых разных областях (экономики, социологии, политики, истории, культуры, военного дела и т. д.) пребывают в шоке от того, насколько стремительными и фатальными оказались негативные изменения в жизни страны, за сколь короткий срок были порушены ключевые системы жизнеустройства страны. И нет иного ответа на вопрос о причинах случившегося, кроме одного: подорван духовно-нравственный фундамент всего здания.

Восстановление этого фундамента в его проверенной веками конфигурации, проектирование возрожденной реальности, базирующейся на этом твердом камне — эта деятельность должна красной нитью, лейтмотивом проходить через всё служение Народного Собора. Не изменяя сознание, не затрагивая менталитет народа, не пытаясь изменить к лучшему нашу реальность, не восстанавливая фундамент, мы не сможем строить здание достойной России.

В последние годы всё отчетливее можно видеть, что ключевой площадкой битвы добра и зла стала уже не сфера территориальных претензий, борьба за природные ресурсы или геополитическое влияние. Ключевой площадкой стала область содержательная, область духовного выбора. Сегодня главный удар наши недруги наносят по основам нашей веры, по нашему праву на духовный суверенитет, по нашим корням.

Формируются исторические мифы против правды о нашем прошлом, внедряются чужеродные идеологические парадигмы, размывающие нашу волю и сознание, взамен традиционных устоев предлагаются самые разные модели — исламизация России, подчинение новым глобальным псевдоценностям, полная деидеологизация, предлагается путь в пустоту, в тупик, путь к самоуничтожению.

Прикрываясь невнятными словами о толерантности и противодействии экстремизму, те, кто стремится расшатать наше Отечество, борются с национальным самосознанием большинства населения России, провоцируя разгул кавказской этнической преступности и безнаказанность в деле попрания российских традиций, святынь и ценностей представителями малых народов.

Нормальная обстановка возможна лишь в той семье, где уважают старших. Национальных конфликтов не будет там, где знают и помнят — кто отец или старший брат, а кто младший брат или званный гость.

На средства западных грантов сегодня высмеивается и попирается ногами тот дух, который мы чудом еще в какой-то мере сохранили, тот дух, который мы унаследовали от наших предков, который большевизм не смог вытравить вполне, дух, который обеспечил не только победы на Куликовом поле или в Бородинском сражении, но и победу в Великой Отечественной Войне.

И самый существенный проект врагов России — это деятельность по умалению, умалчиванию и искоренению из народного сознания подлинной исторической роли Русской Православной Церкви в героической истории нашей Родины.

Церковь породила, вдохновила, благословила и сделала возможными: само государственное строительство — собирание русских земель, формирование нации — единого и неповторимого народа, преодоление рабства и внешних угроз, бесчисленные победы над интервентами с запада и востока, создание высочайшей в мировом масштабе культуры. Вокруг Православной Церкви формировалось российское образование, которым мы гордились до недавнего времени. Лучшие архитекторы, композиторы, писатели и художники черпали свое вдохновение в православной традиции. Лучшие ученые прошлого были глубоко верующими людьми. Лучшие военачальники опирались на нравственный авторитет Церкви и примеры её святых. Крепкая, здоровая и счастливая семья создавалась на образцах христианского благочестия.

Прервать эту связь, подорвать эту основу, значит совершить преступление против русского народа.

Мы, граждане России, собираемся на различных форумах, конференциях и съездах, но часто стыдливо молчим об этой роли Русской Православной Церкви в становлении и жизни народа. И этим молчанием — льём воду на мельницу наших недругов. Пришло время открыто, честно и профессионально заявлять правду о неоценимом месте Церкви в российской жизни. В народном организме её место — это место головы и сердца, без которых нет никакой жизни.

Фактически, всех нас к публичному произнесению правды об исключительной роли Церкви в развитии русской цивилизации призывает святейший Патриарх Кирилл, выступивший в ноябре на открытии IV Ассамблеи русского мира со словами: «Русская Церковь наиболее активно участвовала в закладке русского мира и его развитии». Он подчеркнул, что русский мир придуман не в Москве и не в Петербурге, «он появился на свет много веков назад на берегах Днепра». Патриарх добавил, что именно «благодаря православной вере русский народ перерос свою этническую ограниченность».


Одним из важнейших достижений за эти годы, мне представляется становление и признание Народного Собора в качестве эксперта в сфере сохранения традиционных нравственных, духовных и культурных ценностей. Сформировался, своего рода, совет старейшин, уважаемых и авторитетных людей, чье мнение волнует внешний мир, волнует и друзей и недругов.

Необходимо развивать и поддерживать это направление, сохраняя, прежде всего, внутреннюю чистоту.

Значимым направлением должно стать стремление к повседневному взаимодействию между участниками Народного Собора, деятельному единству в конкретных делах.

Отделения в регионах должны иметь возможность не только внести предложения, но и опереться на поддержку всей организации в решении конкретных задач — больших или маленьких, но достойных и значимых с точки зрения нашей соборной совести.

Для этого, нам необходимо формирование единого информационного поля — современной высокотехнологичной системы обмена и распространения информации, которую мы сможем противопоставить сплоченной и мобильной системе разрушителей России.

Существенной, если не самой важной работой Народного Собора на протяжении этих лет стало преодоление равнодушного молчания по важнейшим событиям общественной жизни страны. Своевременные и твердые ответы Народного Собора на кощунственные или разрушительные проекты, такие, как Ювенальная Юстиция или антихристианские оскорбительные выставки, привели к гласности по этим вопросам и не позволили определенным силам вести свою деятельности против России «в темноте». Зло предпочитает темноту или мутную воду. Предлагая свет и чистую воду мы обрекаем зло на неудачу, мы срываем с него маску приличия, маску респектабельности, маску дозволенности.

На недавней встрече с сотрудниками Cинодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, Святейший Патриарх Кирилл сказал, что задача Церкви — в том, чтобы «срывать маску с такого рода публики». Речь шла о клеветниках и лжецах, выступающих против Церкви и исторической правды.

Поддержка социальных, образовательных и иных программ Церкви по оздоровлению жизни в нашей стране должна оставаться одной из главных задач Собора.

Нам необходимо призывать добрых пастырей, которых немало по всей нашей земле, к более активной молитвенной, духовной и иной посильной поддержке общественных организаций и общественных инициатив, направленных на благо России.

Деятельность многих объединений, в частности, осуществляющих патриотическое воспитание молодежи, уже опирается на помощь духовенства. Об этом свидетельствуют их руководители, инструкторы и участники, считая этих священников кормчими, духовниками своих организаций. Но этого недостаточно — к защите духовных ценностей, которые вверил нам Господь, необходимо привлекать все больше активных мирян. Среди нас и вокруг нас немало православных людей, и все мы призваны Евангелием нести, хранить и защищать Правду Божью.

Время напоминает нам о необходимости активной позиции граждан России по вопросам самоидентификации, сохранения преемственности и национального облика.


В «Народный Собор» входят люди и организации разных вероисповеданий, национальностей, политических взглядов. Но так исторически сложилось в России, что Русская Православная Церковь в критические времена объединяла всех, вдохновляя и благословляя на защиту Отечества.

В этом смысле, необходимо помнить, что наша задача — это объединение здоровых общественных сил, а не их разделение. Но следует помнить и о том, что Сам Христос, объединивший множество людей на планете, преодолевший национальные, социальные и политические формы разделения, все же стал и рубежом разделения по принципу духовно-нравственного выбора, камнем преткновения.

Для нас, так же предметом разделения могут быть лишь вопросы выбора между добром и злом.

Во всем же, что объединяет наши чаяния и наши тревоги мы должны быть едины со всеми здоровыми силами общества. Если неприкосновенность и святость семейных уз, сохранение преемства и уважения по отношению к старшим, недопустимость кощунства и святотатства в значительной мере сходно понимаются многими традиционными конфессиями и народностями, живущими в России, то и противостоять возникающим угрозам в этих сферах нужно единым фронтом.

Нам нужно служить единению на здоровой почве и различных политических, социальных и идеологических сил. Общество нуждается в действительном примирении после стольких действий по его разделению. Объединять нас может уважение ко всему лучшему в нашей отдаленной и недавней истории. Так, нельзя забывать о добрых свершениях, которые происходили в советский период истории. Победа в Великой Отечественной Войне, способность ко всенародному подвигу, гордость за свою державу, сохранение семьи, уважение к старости — все это плоды сохранившегося от предков духовно-нравственного начала. Пусть формы его исказились, а многое было утрачено, но живы были еще прежние поколения — носители традиции, и это не позволило стране погибнуть. Причина побед в этом и ни в чем другом. И в этом же — условие для сегодняшней консолидации.


Итак, Соборность — это форма проявления воли и единения живущих в России народов. Нужно постоянно обмениваться взглядами, информацией, обсуждать открыто все насущные проблемы, чтобы выявлять эту волю и действовать в соответствии с выбранным вектором, чтобы открыто отстаивать и распространять правду. Следовать правде, бороться за правду, говорить правду обществу всеми доступными средствами — важнейшее патриотическое служение, необходимое для восстановления и сохранения самосознания народа. Заповедь блаженств: «Блаженни алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся» касается всей нашей жизни, призвания каждого из нас искать и утверждать Правду Божью на Земле.

Нравственный и духовный выбор — в основе соборного единения, в основе самоопределения и в основе наших побед.


Все мы с вами помним слова Священного Писания о том, что Вера без дел мертва (Иак. 2,17). Наше упование, наши идеалы, наши ценности требуют от нас не только правильных слов, но и каждодневного труда, серьезных действий по изменению к лучшему ситуации в самих себе и вокруг нас. Часто условия и обстоятельства — не помощники нам на этом пути, а напротив — помехи, и труд наш не будет вознагражден почестями, выгодами или удобствами земного порядка. Служить Отечеству земному и Небесному — значит нести крест. Христос говорил: «… кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10,38)".

Сегодня деятельность «Народного Собора» должна охватывать все основные сферы общественной жизни. Многие наши начинания — это фактически гражданская самооборона от внешних и внутренних агрессивных факторов. Но действия наши должны быть взвешенными, обдуманными и последовательными. Мы можем и должны использовать все законные возможности для отстаивания интересов России, все современных технические средства, новейшие методы и технологии, опираясь в то же время на традицию, как путеводную звезду.

Мы часто справедливо опасаемся признаков и проявлений всеобщей катастрофы, апокалипсиса, неумолимого конца. Эти признаки мы привыкли замечать лишь в наиболее явном виде. Наиболее очевидным из них является устремленность мира к жесткой централизации, к подчинению единой транснациональной власти, к формированию тотального контроля над каждой личностью, к так называемой глобализации. Мы замечаем, также, войны и разрушения, экономические и экологические кризисы. Но мы, подчас, не видим наиболее опасные угрозы, скрытые за усыпляющими, бессмысленными терминами. Сколько страшных деяний стоит за нейтральными и навязшими фразами о модернизации, толерантности, защите прав человека, общечеловеческих ценностях.

Под прикрытием этих бесконечных современных терминов, в последние годы внедряется все больше беззаконий и разрушительных проектов. Во всех областях нашей действительности — в культуре, политике, безопасности, образовании, экономике, под видом модернизации происходит уничтожение традиционных, веками строившихся систем, передача управления зарубежным структурам, внедрение западных моделей и идеологии.

Не будем забывать и о том, что модернизация, как ее толкуют многие современные политики и идеологи, не имеет ничего общего с положительным преображением или обновлением нашей жизни и нашей действительности, к которому мы действительно должны стремиться. В классической теории модернизация понимается, как переходный период развития истории от феодального типа к индустриальному. Но в нашей стране этот этап был пройден в 30-х — 40-х годах прошлого века, когда немалой ценой был совершен прорыв в экономической и хозяйственной сфере. Будем внимательны к словам и терминам, которыми наполняется сегодняшнее информационное пространство.


«Народный Собор» должен будить общество, не позволяя разрушителям России убаюкать нас лукавыми терминами, ложными тезисами, привычной подменой понятий, ведущей к наркозу сознания. Правда стала дефицитом, но, только зная правду можно адекватно понять, что с нами происходит. Лукавый язык, введенный в обиход сегодня, направлен на прикрытие программ по созданию мирового хаоса, по ослаблению национальной безопасности, по ликвидации традиционных национальных государств.

Тем из нас, кто считает себя православным христианином, следует помнить, что Отечество земное, данное нам как Божий дар для жизни и осуществления своего призвания, священно, как и Отечество Небесное, о чем свидетельствует Апостол Павел: «Преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3, 14−15).

Поэтому, мы не можем оставаться равнодушными к таким вопросам, как, воспитание подрастающего поколения, сохранение традиционных религиозных и культурных ценностей, сохранение и укрепление традиционной семьи, защита памятников старины и всенародного достояния, обеспечение национальных интересов России, поддержание воинского духа и боеспособности армии, налаживание достойной и мирной жизни на всей территории нашей страны, спасение от агрессивного политического, культурного, информационного и экономического вмешательства чуждых нашим национальным интересам сил.

Говоря о вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения, нужно отметить, что основным препятствием к достаточно успешной и масштабной работе в этом направлении является не отсутствие финансов или государственной поддержки, хотя это тоже факт. Основным препятствием являются эгоизм и самозамкнутость каждого из нас, осуществляющих данную работу. Многие руководители клубов, объединений, дружин или отрядов избегают объединения в методической или информационной сфере даже в пределах своего региона. Но нужно помнить, что на этом громадном поле деятельности нам нечего делить, у нас одна цель, одна задача, и сегодня мы не охватываем и десяти процентов молодежи. Работы хватит на всех, и единение усилий лишь увеличит наши шансы увидеть добрые плоды своего труда. Ни на минуту нельзя забывать о цели, ради которой мы начали этим заниматься, о цели помочь молодым людям увидеть смысл бытия и стать сынами своего Отечества, и тогда никакие внешние препоны и препятствия не смогут нас остановить на нашем прямом пути вперед.

Руководствуясь необходимостью укрепления основ достойной, независимой (суверенной), справедливой жизни нашего народа, в ближайшей перспективе нам нужно усиливать и развивать деятельность Народного собора по следующим направлениям:

— Просвещение общества в широком смысле, применительно к истории и современности, восстановлению преемственности.

- Социальное служение нуждающимся и обездоленным.

- Работа с детьми и молодежью — воспитание ответственного и здорового во всех отношениях поколения граждан России.

- Поддержка усилий Русской Православной Церкви по консолидации общества на базе общих для всех корней и исторических реалий.

- Защита и сохранение традиционных ценностей в сфере духовности, нравственности, культуры и социального устройства.

- Возрождение и поддержка семейных ценностей, преодоление посягательств на институт семьи и традиционный для народов России бытовой уклад.

- Сохранение мира и единства в нашем обществе, преодоление разногласий и распрей на социальной, религиозной, этнической, политической и экономической почве.

- Стремление к обеспечению справедливости во всех проявлениях жизни страны.


Итак, всем нам для успеха предпринятых начинаний важно выверять свою позицию, сравнивать ее с высочайшими нравственными образцами — евангельской Истиной, примерами наших благочестивых предков, великих собирателей, просветителей и защитников Руси. Мы не должны мириться с беззакониями в своих душах, в своей среде, в своей стране и на своей земле, поскольку тот, кто мирится с беззаконием, становится его соучастником.

Очень важно, что мы учимся протягивать друг другу руку помощи, поддерживать добрые и необходимые начинания тех, кто стремится принести пользу обществу, не пытаясь бороться за первенство или признание. Если бы не такая братская поддержка, вряд ли мы говорили бы сегодня о каких-то успехах или победах. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл на первом заседании Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, «Социальное партнерство — это нравственное делание. Никто не проявит солидарность с другим человеком, если сердце не откликается».

Таким образом, в основании всей нашей работы, если мы хотим, чтобы она действительно была созидательной и успешной, лежит духовно-нравственное начало, наша совесть, которая, как известно, есть «Голос Божий в душе человеческой».

И еще одно. «Народный Собор» по своему происхождению и по избранному служению — это организация, созданная во исполнение Заповеди Божьей о любви к ближним. Вся деятельность направлена не на получение частных выгод или политических дивидендов, а на защиту и спасение людей от различных форм зла, вторгающихся в нашу жизнь. Это бескорыстное служение ближним. И за это бескорыстие, Господь даст нам и силу и мудрость и Свое Благословение. Важно лишь не свернуть с избранного пути — пути активного созидания, пути служения.

http://rusk.ru/st.php?idar=45599

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика