Русская линия
Русская линия Дмитрий Соколов16.09.2014 

Обитель у истоков Руси

Рецензия на книгу: Ковалик О.Г. Храм во имя Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших, в контексте истории Свято-Владимирского монастыря — Симферополь, издательство «Салта», 2013.

Древняя земля Херсонеса.

Что может быть более сакральным для сердца православного человека?

Здесь проповедовал ученик Христа, апостол Андрей Первозванный. Здесь принял мученическую кончину первый святой, в земле Российской просиявший Климент, папа Римский, и через семь веков его мощи были обретены равноапостольным Кириллом. На этой земле трудились солунские братья Кирилл и Мефодий, положившие начало славянской Евангельской культуре. Наконец, именно здесь принял крещение святой равноапостольный князь Владимир, принёсший христианство на Русь.

Сегодня руины древнего города соседствуют с новыми православными храмами. Ежегодно сюда прибывают тысячи паломников. Их привлекает, прежде всего, Свято-Владимирский собор. Построенный в XIX в., с 1920-х гг. он долгие десятилетия пребывал в запустении, однако в конце 1990-х-2000-е гг. был восстановлен. И ныне под сводами храма снова совершаются церковные службы.

Особенно благодатно побывать здесь на Пасху. Чувствуется что-то необыкновенное в этом напоенном цветочными ароматами воздухе, изумрудной зелени трав и листвы. Простёртым над местностью небесным покровом и мерных ударах огромного колокола.

Но есть рядом с собором и другой храм, в имя Семи священномучеников Херсонесских. Он привлекает к себе внимание значительно реже.

Обложка книги О.Г.Ковалик *Храм во имя Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших, в контексте истории Свято-Владимирского монастыря*Истории этой православной святыни посвящена книга Ольги Ковалик «Храм во имя Семи священномучеников в Херсонесе епископствоваших, в контексте истории Свято-Владимирского монастыря». Издание работы, вышедшей в 2013 г. в Симферополе, осуществлено по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, в рамках духовно-просветительского проекта Севастопольского благочиния, и приурочено к 1025-летию Крещения Руси и 155-летию возведения храма.

Используя обширные документальные материалы, воспоминания, свидетельства, монографии, автор воссоздаёт историю христианского Херсонеса, показывает её значение для судеб России. Ещё до присоединения Крыма российские государи не забывали о городе как о символе и отправном пункте, в процессе освоения и присвоения духовного наследия и территориального пространства Византии.

В книге показано, как пусть и не последовательно, но твёрдо и уверенно представители военной, политической, научной, церковной и культурной элиты Российской империи возрождали христианскую жизнь на землях Тавриды, стремились сохранить память о её прошлом. Но «этот древний мир нуждался в „обожении“, гальванизации византийской сакральной культуры ценностями „русского мира“, симбиоза науки исторической и богословской».

То был «чрезвычайно важный для России оптимистический импульс, подкреплённый ещё и приращённым знанием об исторических корнях и истоках христианской цивилизационной идеи, которая во времена святого Владимира оказалась успешно „привитой“ к отечественному древу культуры и словесности».

Закономерно, что на территории древнего городища появились монашеская обитель и православные храмы. И произошло удивительное!

«Стоило только зазвучать в Херсонесе молитвенному призыву, как древняя земля немедля принялась „благодарить“ ревнителей православного благочестия за восстановленное на ней каноническое бытие, отдавая им из своих недр бесценные археологические свидетельства христианской культуры».

Лихолетье Крымской войны прервало созидание Херсонесской (Свято-Владимирской) киновии. Все её сооружения были разрушены. Не меньший ущерб нанесли монастырю занявшие его французы и англичане, присвоившие археологические находки из музея обители. Также союзники сняли с колокольни и вывезли колокол, отлитый в 1778 г. в Таганроге из трофейных турецких пушек.

После войны монастырь был отстроен заново. А в 1857 г. состоялось основание храма Семи священномучеников Херсонесских. До возведения Свято-Владимирского собора здесь на протяжении 30 лет хранились мощи Крестителя Руси князя Владимира. После завершения строительства они были перенесены в нижний храм собора.

К 1917 г. Свято-Владимирская обитель представляла собой целостный комплекс, своей архитектурой гармонирующий с руинами древнего города. Символизируя тем самым непрерывную связь времён.

Падение монархии открыло в жизни монастыря новую трагическую страницу. Октябрьский переворот и последовавшее за ним лихолетье Гражданской войны стали началом крестного пути для православия в Крыму. Многим священнослужителям было суждено покинуть страну, оставшимся — принять мученический венец.

Свидетельства об этом страшном периоде, приводимые в книге, представляют особенный интерес. Так, в первые месяцы после Октябрьского переворота в монастыре проходили обыски на предмет спрятанного оружия. 1 декабря 1917 г. «революционная комиссия» в лице «товарища Майбороды» изъяла хранившиеся в монастыре револьверы, предназначенные для вооружения сторожей. В результате обитель осталась без охраны. В этом качестве и пережила «первую волну» большевизма, и захлестнувший Севастополь и Крым тогда ещё полустихийный массовый красный террор.

Весьма интересны факты из жизни монастыря, относящиеся к периоду «второго крымского большевизма» (весна-лето 1919 г.) Вскоре после занятия Севастополя Красной армией в мае 1919 г. комиссариат социального обеспечения народного здравия уведомил настоятеля монастыря, епископа Севастопольского Вениамина (Федченкова), что «помещения псаломницкой школы, что у монастыря, со всем принадлежащим ей инвентарём конфискуются для устройства убежища для престарелых». На братию монастыря была возложена обязанность обеспечивать «убежище» дровами, кроватями, постельными принадлежностями, провизией. И с каждым днём аппетиты властей продолжали расти.

В июне 1919 г. владыка Вениамин был арестован чекистами и заключён в тюрьму. Это вызвало протесты со стороны верующих. Собравшись возле тюрьмы, люди в течение восьми дней требовали освобождения пастыря, отказывались расходиться. В результате епископ был отпущен на волю.

1920-е годы открыли в жизни обители последнюю и самую печальную главу. К сожалению, в книге почти ничего не сказано о жизни монастыря в первые месяцы после окончательного установления советской власти в Крыму в ноябре 1920 г. Именно тогда на территории древнего Херсонеса был организован концлагерь. Подробно об этом рассказано в очерке Инны Островской, научной сотрудницы Национального музея героической обороны Севастополя, «Под грифом секретно..» (Островская И. Под грифом секретно… К 90-летию окончания Гражданской войны на юге России // СЕВА-2010 (Севастопольский ежегодный визит-альманах). — Севастополь: изд-во «Вебер» — с.638−647). В рассматриваемой книге упоминается только о факте передачи в 1921 г. для нужд Красной армии и размещения инвалидного дома, нескольких монастырских построек. Также сообщается о реквизиции «живого и мёртвого инвентаря» в пользу Отдела социального обеспечения.

В итоге хозяйство обители быстро пришло в упадок.

А в следующем, 1922 г., власти приступили к изъятию церковных ценностей. Составленная тогда опись включала около 90 предметов из золота и серебра, а также лом драгоценных металлов, аметисты, рубины, аквамарины и прочие камни. Одних только риз сняли с икон сорок пять. По мнению автора, «это была самая большая и по количеству, и по стоимости конфискация, проведённая в начале 1920-х годов на территории Крыма».

Далее последовала ликвидация монастыря. Уже в конце 1922 г. была развёрнута кампания по дискредитации священников и монахов, которых обвиняли, в том числе, и в нанесении ущерба наследию старины. В 1925 г. в Свято-Владимирском соборе состоялась последняя литургия.

Ликвидировав «потенциальный источник антисоветских настроений», власти устроили в стенах бывшей обители антирелигиозный музей. В 1927 г. разобрали колокольню храма Семи священномучеников Херсонесских. В результате церковь на долгие десятилетия перестала радовать глаз своей уникальной архитектурой.

Только в 2012 г. храм был восстановлен. И ныне, после бесстыдного попрания Веры, на древней земле Херсонеса, церковь, как и Свято-Владимирский собор, снова живёт «в литургической полноте», являясь, по словам настоятеля монастыря архимандрита Евгения, «памятником народного величия и достоинства, предназначающимся для прославления в грядущие времена знаменитых деяний и побед. Памятником, долженствующим показывать потомству место, из коего возникла для нас заря истинной религии, а равно и признательность нашу за таковое великое благодеяние Божие».

Завершая обзор книги Ольги Ковалик, необходимо отметить ещё одно из её несомненных достоинств. Это обилие редких фотографий и иллюстраций, многие из которых публикуются впервые. Безусловно, перед нами прекрасный пример вдумчивой и кропотливой работы, воссоздающей страницы истории христианства и Русской православной Церкви в Крыму.

Впервые опубликовано: Мемориально-просветительский и историко-культурный центр «Белое Дело»: http://beloedelo.ru/researches/article/?409

http://rusk.ru/st.php?idar=67620

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика